За пафосом революции Бабель разглядел иной ее лик: он понял, что революция — это экстремальная ситуация, обнажающая тайну человека. То, что стало дозволенным в экстремальной ситуации революции, показывает Бабель, накладывает печать на будущих людей.
В новелле «Письмо» история о том, как «кончали» сначала брата Федю, а потом «папашу», на иерархической шкале жизненных ценностей героя занимает то же место, что и просьба «заколоть рябого кабанчика» и прислать его в посылке, или расспросы о «чесотке в передних ногах» оставшегося в домашнем хлеву любимого жеребчика Степы. Но в самом конце рассказа все освещается другим и резким светом. Автор рассказывает о фотографии, где сняты сыновья — убитые «папашей» и «бившие «папашу»: оба «чудовищно огромные, тупые, широколицые, лупоглазые, застывшие, как на ученье…» И это — оценка.
Бесстрастно, казалось бы, описана сцена убийства старика-еврея казаком Кудрей. «Прямо перед моими окнами несколько казаков расстреливали за шпионаж старого еврея с серебряной бородой,- читаем мы знаменитые строчки из рассказа «Берес-течко» — Старик взвизгивал и вырывался. Тогда Кудря из пулеметной команды взял его голову и спрятал ее у себя под мышкой. Еврей затих и расставил ноги.
Кудря правой рукой вытащил кинжал и осторожно зарезал старика, не забрызгавшись. Потом он стукнул в закрытую раму.
— Если кто интересуется,- сказал он, — нехай приберет. Это свободно…»
Но нельзя не заметить: бесстрастие писателя мнимое. Его отношение к убийству вырастает из вековечной гуманистической нормы, осуждающей насилие. Отсутствие любви и симпатии к герою выступает как отчужденность автора и тем самым внутри себя содержит оценку.
Дайджест:
- О всех рассказах «Конармии» Бабеля«Конармия» И. Э. Бабеля — это сборник небольших рассказов, связанных темой гражданской войны и единым образом повествователя. Рассказы из этой книги начали публиковаться в 1923 году. Разные по материалу, они рисовали мир новый и неожиданный. Судьба распорядилась так, что, приняв революцию с ее завораживающей страстью и уйдя в нее, Бабель начинает печатать свои рассказы и ... Читать далее...
- Религия человека: из личного дневника Бабеля«Религия человека» — ее исповедовал и Бабель. Жизнь, смерть, любовь — о них он хотел знать все. Его завораживала страсть. В октябре 1917 года он увидел ее в революции. В ней он ценил прежде всего энергию, силу. Эта сила заражала. В декабре 1917 года Бабель ушел в революцию: он начал работать в Чека — факт, ... Читать далее...
- «Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни — есть высочайшее счастье для литератора…» . Одесский колорит в «Одесских рассказах» И. Э. Бабеля1. Жизнь обитателей одесских улочек. 2. Пестрый и удалой мир. 3. Обреченность. И. Э. Бабель талантливо описал жизнь одесских обитателей начала XX века. Героями его рассказом становятся преимущественно простые евреи из низших слоев общества. Многих из них нужда заставляет заниматься неблаговидными с точки зрения законодательства поступками. Поэтому у автора так много налетчиков, бандитов, мошенников. Каждый ... Читать далее...
- Образ маленького человека в рассказах ЧеховаПлан Каков он чеховский маленький человек? «Футлярный человек» в творчестве Чехова Маленький человек, вызывающий сочувствие Образ маленького человека является одним из важнейших для русской литературы, пронизанной идеей справедливости как базисной нормы человеческих взаимоотношений. Образ маленького человека в рассказах Чехова также нашел свое зримое выражение. А. П. Чехов вообще полон внимания к личности того, на которого ... Читать далее...
- Гуманистическая тема «маленького человека» в рассказах ЧеховаГуманистическая тема «маленького человека», волновавшая долгое время — от Пушкина до Достоевского — русскую литературу, приобретает у Чехова сатирическую направленность, воспринимается как тема не маленького, а мелкого человека, обывателя, уровень сознания которого не выходит за пределы узенького круга повседневного мещанского существования. Таков один из персонажей чеховского рассказа «Толстый и тонкий» . Как только он, незначительный ... Читать далее...
- Проблема ответственности человека за свою судьбу в рассказах ЧеховаРассказ «Ионыч» — еще один пример «футлярной жизни». Герой этого рассказа — Дмитрий Ионович Старцев, молодой врач, приехавший работать в земскую больницу. Он работает, «не имея свободного часу». Его душа стремится к высоким идеалам. Старцев знакомится с жителями города и видит, что они ведут пошлое, сонное, бездуховное существование. Обыватели все «картежники, алкоголики, хрипуны», они раздражают ... Читать далее...
- «Какую эволюцию претерпевает образ маленького человека в рассказах Чехова»Тему маленького человека затрагивали в своих произведениях Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, А. С. Пушкин. Эти герои вызывали жалость и сострадание. Ведь они стали такими из-за сложных жизненных обстоятельств, пренебрежительного отношения окружающих. У А. П. Чехова образ маленького человека существенно отличается. Такие герои, как Ванька из одноименного произведения или кучер Иона из рассказа «Тоска», ... Читать далее...
- Изображение «пошлости пошлого человека» в рассказах А. П. Чехова1. Интерес Чехова к внутреннему миру человека. 2. «Гусеницы» и «бабочки» рассказов. 3. Духовное оскудение личности в произведениях писателя. У насекомых из гусеницы получается бабочка, а у людей наоборот. А. П. Чехов Творчество А. П. Чехова, величайшего писателя XX века, оказало огромное влияние на всю мировую литературу. Это влияние простирается от реформирования драмы до внедрения ... Читать далее...
- Судьба человека в рассказах ШукшинаНо, подойдя к этой сложной проблеме и лишь пунктиром ее обозначив, Шукшин увидел себя вынужденным сделать и следующий шаг в ее разработке — довести судьбу человека, подобно Ольге не нашедшего «нравственной крепости», до логического завершения, до того крайнего предела, на котором будет возможен и новый — более масштабный — нравственный вывод; Вывод об ответственности. Вывод ... Читать далее...
- Анализ рассказа И. Бабеля «Их было девять»Одна тысяча девятьсот двадцать третий год. Совсем недавно отгремели последние Бои, вооруженные восстания. Сопутствующие революции. И гражданская война. Война, которую называли одной из самых ужасных войн за всю историю Человечества. Нет идеи. Нет цели. Нет единого общества. Есть война. Бабель один из писателей, посвятивших свое творчество тому, чтобы рассказать О боях, сражениях. В его рассказах ... Читать далее...
- Какой внутренний мир человека в рассказах Чехова?После смерти Чехова Л. Н. Толстой сказал: «Достоинство его творчества то, что оно понятно и сродно не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще. А это главное». Действительно, предмет исследования Чехова стал внутренний мир человека. Но художественные методы, художественные приемы, которые использовали в своем творчестве писатели, различны. Чехов по праву считается мастером короткого рассказа, ... Читать далее...
- Тема «маленького человека» в ранних рассказах А. П. ЧеховаВ своих ранних рассказах Чехов продолжает тему «маленького человека», традиционную для русской классической литературы начала и середины XIX века. Однако эта тема раскрывается у Чехова новаторски по двум очевидным причинам: во-первых, писатель обладал талантом, то есть собственным оригинальным взглядом на мир; во-вторых, изменились российские общественные условия, которые нашли отражение в творчестве Чехова. Первой художественной особенностью ... Читать далее...
- Модернистская концепция мира и человека в рассказах ЕрофееваВ рассказе «Жизнь с идиотом» писатель изобразил в виде безумного, агрессивного садиста самое советскую власть. Важную роль играет у него натуралистическая эротика, используемая для зримого выражения идеи насилия, растления, извращенности. Натуралистическая эротика, гротеск, абсурд оборачиваются у Вик. Ерофеева метафорой социального идиотизма, восторжествовавшего в советском обществе. Предельно жестокий режим ставил личность в невыносимую для нее психическую ... Читать далее...
- Тема «футлярности» человека в рассказах ЧеховаМ. Горький писал Чехову: «Вы человек, которому достаточно одного слова для того, чтобы создать образ, и фразы, чтобы сотворить рассказ, дивный рассказ, который ввертывается в глубь и суть жизни, как бурав в землю». Художник И. Репин писал о рассказе «Палата № 6»: «Даже просто непонятно, как из такого простого, незатейливого, совсем даже бедного по содержанию ... Читать далее...
- Гимн свободе человека в рассказах ГорькогоГерои рассказа — молодые, гордые красавцы цыгане Лойко Зобар и Радда — горячо полюбили друг друга. Но еще сильнее каждый из них любил свою, свободу и боялся потерять ее. Не сумев решить это противоречие, Лойко убивает Радду, а Радда, умирая, благодарит Лойко за то, что он не покорился ей и остался на высоте идеала достойного ... Читать далее...
- Трагедия человека на примере «Колымских рассказов» В. Т. ШалимоваКолымские рассказы сборник рассказов, вошедший в колымскую эпопею Варлама Шаламова. Автор сам прошел через этот самый ледяной ад сталинских лагерей, поэтому каждый его рассказ абсолютно достоверен. В Колымских рассказах отражена проблема противостояния личности и государственной машины, трагедии человека в тоталитарном государстве. Причем показана последняя стадия этого конфликта человек, находящийся в лагере. И не просто в ... Читать далее...
- Описания событий в цикле рассказов Бабеля «Конармия»«Конармия» И. Э. Бабеля — это сборник небольших рассказов, связанных темой гражданской войны и единым образом повествователя. Рассказы из этой книги начали публиковаться в 1923 году. Разные по материалу, они рисовали мир новый и неожиданный. Судьба распорядилась так, что, приняв революцию с ее завораживающей страстью и уйдя в нее, Бабель начинает печатать свои рассказы и ... Читать далее...
- Изображение событий гражданской войны в книге рассказов Бабеля «Конармия»Писатель Исаак Бабель стал известен в русской литературе в 20-х годах XX века и до сих пор остался в ней явлением уникальным. Его роман-дневник «Конармия» — это сборник небольших рассказов о гражданской войне, объединенных образом автора-повествователя. Бабель в 1920-х годах был военным корреспондентом газеты «Красный кавалерист» и принимал участие в польском походе Первой конной армии. ... Читать далее...
- Анализ «Конармия» Бабеля И. Э«Конармия» представляет собой нерасторжимое художественное единство — цикл рассказов, объединенных образом героя-повествователя Кирилла Васильевича Лютова. Последовательность рассказов строго определена автором и при переизданиях никогда не менялась. Композиция цикла — единое лирико-эпическое повествование о Гражданской войне, в котором соединены романтическая патетика и натуралистическое описание военных будней. Рассказы доступны, но вместе с тем очень сложно построены. В ... Читать далее...
- Трагедия человека, оторванного от родной земли, в драме «Боярыня» Леси УкраинкиЛеся Украинка из-за тяжелой болезни вынуждена была на протяжении продолжительного времени находиться далеко от родной земли: влажный климат Украины вредил ее здоровью. В одном из писем к сестре поэтесса высказалась о чужбине предельно просто: «…Одно дело жить на чужбине, а второе — приехать на нее посмотреть». Не удивительно, что даже Египет со всеми его чудесами ... Читать далее...
- Трагедия честного человека в рассказе Олеся Гончара «Кресафт»Рассказ Олеся Гончара хорошо передает духоту общественно-политической атмосферы в начале 60-х годов. Писатель нередко встречался с бездушным и жестоким отношением партийного начальства к человеку, поэтому и решил рассказать о трагедии председателя колхоза, который стал жертвой собственной честности и совестливости. Главный герой рассказа Кресафт Кухаренко, как и прежде на фронте, более всего ценил честь и человеческое ... Читать далее...
- О смысле жизни, назначении человека в рассказах ЧеховаВ повести «Степь» описание необъятных степных просторов родины вызывает ощущение грядущих перемен, обновления жизни: «…во всем, что видишь и слышишь, начинают чудиться торжество красоты, молодость, расцвет сил и страстная жажда жизни; душа дает отклик прекрасной, суровой родине, и хочется лететь над степью вместе с ночной птицей». С этих новых позиций Чехов выступил в «Именинах» против ... Читать далее...
- Тема нравственной ответственности человека в рассказах ЧеховаТема нравственной ответственности человека в рассказах А. П. Чехова I. Вступление Тема нравственной ответственности — традиционная для русской литературы. II. Главная часть 1. Нравственная ответственность человека у Чехова — это ответственность перед самим собой, перед людьми и даже перед будущим. 2. Люди, у которых атрофирована совесть, а следовательно, и чувство нравственной ответственности — «футлярные люди» ... Читать далее...
- «Письмо» Бабеля из прошлого — предостережение настоящему?Размышляя о влиянии революции на душу и сознание человека, мы обращаемся к творчеству писателей, стоящих на разных, порой резко противоположных друг другу позициях: от И. Бунина до В. Маяковского. Исаак Бабель занимает среди них свое особое место. От других авторов его отличает не только своеобразная писательская манера, но именно Бабелю свойственное восприятие мира. Воспитанный на ... Читать далее...
- Рассказ Бабеля «Колывушка»В рассказе о раскулачивании Колывушки и его семьи центральным Бабель сделал эпизод, где Колывушка убивает топором любимую жеребую кобылу. Родная для него, она в списках, которые составляются для раскулачивания, будет значиться животным под безликим словом «жданка». Глаз Бабеля по-прежнему зорок, слово по-прежнему точно, и стиль, как и раньше, рождается из столкновения слов, а вовсе не ... Читать далее...
- «Моцарт и Сальери»,- вторая маленькая трагедия Пушкина — трагедия завистиФигура Сальери, антагониста Моцарта, исполнена «несомненного трагического величия». «Реакция его на музыку Моцарта изумительна по своей неожиданности и трагической силе». Сальери, вопреки замыслу Пушкина и реальному содержанию драматической сцены, предстает вдруг в ореоле «трагического величия». Для Пушкина не был и не мог быть «трагически прекрасным» убийца Моцарта, человек, черной ненавистью ненавидевший истинное искусство. Утверждение Пушкина, ... Читать далее...
- Трагедия одного человека в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»1. Интересное развлекательное путешествие, 2. Бесконечно заведенный порядок. 3. Духовная опустошенность героя. 4. Бессмысленные призывы природы. Общество — цивилизованная орда, состоящая из двух могущественных племен: надоедающих и скучающих. Дж. Байрон Практически у всех в жизни есть своя трагедия, но не многие готовы вынести ее на публику. При этом для каждого она своя личная: для кого-то ... Читать далее...
- Трагедия человека в мировой войне в творчестве Эриха РемаркаОгромное влияние на эволюцию европейской культурной традиции оказала первая мировая война — доселе беспрецедентная в цивилизованном мире по своим масштабам. Эта война словно бы разрушила над головой миллионов людей кажущийся прежде незыблемым ценностный свод: в первую очередь это коснулось молодого поколения европейской интеллигенции, большинство представителей которого напрямую соприкоснулись с войной. Позже они охарактеризовали собственное поколение ... Читать далее...
- Книга И. Э. Бабеля о войне «Конармия»1. Творческая история книги. 2. Человек на войне в рассказах И. Э. Бабеля. 3. Споры вокруг книги. Свою книгу о революции «Конармия» И. Э. Бабель стал писать после того, как, переболев тифом, вернулся из Красной Армии в Одессу в 1920 году. Уже в 1922-1923 годах в городских газетах и журналах появились его рассказы о «Первой ... Читать далее...
- Краткое содержание «Конармии» БабеляМой первый гусь Корреспондент газеты «Красный кавалерист» Лютов оказывается в рядах Первой Конной армии, возглавляемой С. Буденным. Первая Конная, воюя с поляками, совершает поход по Западной Украине и Галиции. Среди конармейцев Лютов — чужак. Очкарик, интеллигент, еврей, он чувствует к себе снисходительно-насмешливое, а то и неприязненное отношение со стороны бойцов. «Ты из киндербальзамов… и очки ... Читать далее...
Трагедия человека в рассказах Бабеля