Трагедия разбуженного сознания по пьесе Гамлет
Шекспир жил и творил в эпоху сложную и противоречивую. Закончилось средневековье. Начался новый период истории.
Если раньше, в феодальную эпоху, основными человеческими достоинствами считались преданность сюзерену и воинская доблесть, то теперь, во время новых идей и ценностей, на первом плане оказались предприимчивость и умение приспосабливаться. Драматург не мог просто оставаться в стороне от насущных проблем своего времени.
Так появился «Гамлет», как удачно выразился один исследователь, «трагедия разбуженного сознания».
Гамлет
Призрак зовет Гамлета, чтобы поведать ему на краю обрыва ужасную правду о смерти его отца — короля Дании.
Эта сцена — завязка трагедии. Именно в этот момент судьба наносит жестокий удар Гамлету, от которого ему уже не
Гамлет сильно страдает из-за того, что ему придется совершить месть.
Мастерски выписаны Шекспиром монологи Гамлета. Они показывают характер скорее созерцательный, чем деятельный. После разговора с призраком у принца как будто появляется второе зрение: все события, происходящие во дворце, он видит с другой стороны и понимает их причину.
Вооружившись знанием, Гамлет побеждает, пусть даже и не осуществив до конца своей мести.
Гамлет — молодой человек, который получил европейское образование и способен делать глубокие выводы философского характера. Когда правители государства не обладают нравственностью — это беда для всей страны. Но еще более страшная трагедия — это подданные, которые безропотно готовы сносить произвол и безнравственность правителей.
Для лучшего понимания трагедии и образа самого Гамлета необходимо знать, что Шекспир на историческом материале создал злободневное произведение. Как свидетельствуют сохранившиеся воспоминания современников, многие простые люди воспринимали трагедию «Гамлет» как эпизод из современной жизни Англии. А почетные зрители очень походили на короля и королеву из трагедии, наблюдающих за представлением, разыгранным перед ними Гамлетом.
Принц понимает, что по-старому жить больше нельзя. Финал трагедии показывает, что выбор Гамлета, сделанный им, вероятно, бессознательно — смерть. Причем, умереть должен не только убийца, но и палач. Знаменитый монолог принца «Быть иль не быть?» свидетельствует о тяжких сомнениях и размышлениях Гамлета.
Кстати, еще в самом начале трагедии принц говорит о том, что самоубийство было бы лучшим выходом, если бы Господь не сделал его преступлением.
Немалую силу духа, смекалку и выдержку проявляет Гамлет для достижения своей цели. Он умело притворяется сумасшедшим, чтобы спасти себе жизнь, но мысль его при этом работает неустанно.
Один исследователь назвал «Гамлета» самой трагичной трагедией во все времена. Это на самом деле так. Здесь умирают все, кто непосредственно участвовал в событиях.
Случайная гибель королевы Гертруды и Полония — нововведение Шекспира. В античной трагедии, например, случайной смерти быть не могло, ведь судьба человека была предопределена с рождения. В «Гамлете», наоборот, вихрь хаотичных событий захватывает героев и несет их к погибели.
За право самостоятельно принимать решения и знать то, чего не знают другие, Гамлет платит слишком дорогую цену.
Трагедия разбуженного сознания по пьесе Гамлет