Трагедия Степана Калашникова в поэме Лермонтова
В «Песне…» Лермонтов не избежал и некоторой идеализации старины. Совершенно ясно, что перед нами не реальная Россия XVI века и не достоверно изображенный быт, где царили в семье строгие и даже жестокие порядки. Идеализация старины связана с романтическими иллюзиями, но она с лихвой перекрывается той художественной истиной жизни, которая благодаря этой идеализации позволила Лермонтову выразить существенные стороны его эпохи.
Так иногда ложная с точки зрения научной теории мысль приводит к большим поэтическим открытиям. Ведь идея
Исходя из романтической иллюзии, из романтического представления о средневековой эпохе, Лермонтов пришел к выводам, которые художественно обогатили сознание современников.
Степан Калашников представляет собой особый тип героя. Его характеру свойственна цельность и непосредственность связи с народом. Он — хранитель народной психологии. В этом
Обусловленность характера героя средой, обстоятельствами его жизни, психологией и бытом народа в определенный исторический момент его бытия — все это выводит «Песню…» из круга романтических произведений обычного типа. И вместе с тем романтизм из «Песни…» не изымается. Само историческое время берется не в его социальной конкретности, хотя неразвитые намеки на подобную конкретность не исключены.
Конкретность в «Песне…»- не социальная, а бытовая, психологическая. Историческая среда существует, во-первых, как мыслимая антитеза современности, во-вторых, как некий поэтический вымысел, идеализирующий эпоху Грозного и общественно-бытовые отношения, между людьми, в-третьих, как психологический комплекс, вмещающий общенародные этические нормы и обусловливающий протест героя. Следовательно, зависимость героя от среды получает романтическую интерпретацию. Но проблемы, поставленные в «Песне…», связаны и с просветительскими идеями. Степан Калашников ближе к подлинному представлению о человеке, нежели человек современного Лермонтову поколения.
Точно так же общенародные этические нормы, защищаемые им, принципиально расходятся с господствующими социальными нормами, лишь замутившими «детское» сознание народа. В этом отношении мысль о царской власти, распавшейся с народными идеалами и представшей чуждой народному сознанию, вносит существенный и важный штрих в «Песню…». Ценность Калашникова подчеркивается его бытовым окружением, но главным образом общностью его психологии с народной психологией. «Естественный человек» у Лермонтова тоже обнаруживает цельность, но прежде всего с природой, а через нее — с духом народа. «Естественный человек» получает опору для развития внутренних потенций души благодаря непосредственному общению с природой, предметно закрепляющей «дух отцов», который оживает в душе «естественного человека».
Природа и народ оказываются двумя сферами.
Трагедия Степана Калашникова в поэме Лермонтова