Трагедия Степана Калашникова в поэме Лермонтова

В «Песне…» Лермонтов не избежал и некоторой идеализации старины. Совершенно ясно, что перед нами не реальная Россия XVI века и не достоверно изображенный быт, где царили в семье строгие и даже жестокие порядки. Идеализация старины связана с романтическими иллюзиями, но она с лихвой перекрывается той художественной истиной жизни, которая благодаря этой идеализации позволила Лермонтову выразить существенные стороны его эпохи.

Так иногда ложная с точки зрения научной теории мысль приводит к большим поэтическим открытиям. Ведь идея

превосходства родовых устоев над цивилизацией, по существу своему, глубоко реакционная. Но есть в ней такие черты, которые при определенном подходе обнаруживают свою неисчерпаемую истинность и могут служить точкой отсчета для познания жизни в верном направлении.

Исходя из романтической иллюзии, из романтического представления о средневековой эпохе, Лермонтов пришел к выводам, которые художественно обогатили сознание современников.

Степан Калашников представляет собой особый тип героя. Его характеру свойственна цельность и непосредственность связи с народом. Он — хранитель народной психологии. В этом

смысле он близок к «естественному человеку», но не тождествен ему, поскольку для «естественного человека» характерно непосредственное общение с природой.

Обусловленность характера героя средой, обстоятельствами его жизни, психологией и бытом народа в определенный исторический момент его бытия — все это выводит «Песню…» из круга романтических произведений обычного типа. И вместе с тем романтизм из «Песни…» не изымается. Само историческое время берется не в его социальной конкретности, хотя неразвитые намеки на подобную конкретность не исключены.

Конкретность в «Песне…»- не социальная, а бытовая, психологическая. Историческая среда существует, во-первых, как мыслимая антитеза современности, во-вторых, как некий поэтический вымысел, идеализирующий эпоху Грозного и общественно-бытовые отношения, между людьми, в-третьих, как психологический комплекс, вмещающий общенародные этические нормы и обусловливающий протест героя. Следовательно, зависимость героя от среды получает романтическую интерпретацию. Но проблемы, поставленные в «Песне…», связаны и с просветительскими идеями. Степан Калашников ближе к подлинному представлению о человеке, нежели человек современного Лермонтову поколения.

Точно так же общенародные этические нормы, защищаемые им, принципиально расходятся с господствующими социальными нормами, лишь замутившими «детское» сознание народа. В этом отношении мысль о царской власти, распавшейся с народными идеалами и представшей чуждой народному сознанию, вносит существенный и важный штрих в «Песню…». Ценность Калашникова подчеркивается его бытовым окружением, но главным образом общностью его психологии с народной психологией. «Естественный человек» у Лермонтова тоже обнаруживает цельность, но прежде всего с природой, а через нее — с духом народа. «Естественный человек» получает опору для развития внутренних потенций души благодаря непосредственному общению с природой, предметно закрепляющей «дух отцов», который оживает в душе «естественного человека».

Природа и народ оказываются двумя сферами.




Трагедия Степана Калашникова в поэме Лермонтова