Трагедия судьбы Каупервуда в «Трилогии желания» Драйзера

Публицистические книги «Трагическая Америка» и «Америку стоит спасать» были крупнейшими произведениями, написанными в последний период творчества Драйзера. Это, однако, не означает, что творчество писателя в 30-40-е годы ограничивалось публицистическими выступлениями. Он много и упорно работал над новыми рассказами и пьесами, завершал работу над романами «Оплот» и «Стоик».

В 30-е годы Драйзер пишет произведение, посвященное борьбе народных масс,- сценарий «Табак». Дело не только в том, что Драйзер изобразил эпизоды

борьбы рабочего класса с передовых позиций или стремился к этому. Изменения в его творческом методе особенно наглядно выявляются в новом решении тех тем, к которым он уже обращался ранее — в первые два десятилетия своей творческой деятельности.

Именно поэтому анализ последних романов Драйзера со всей очевидностью показывает дальнейшую эволюцию творческого метода писателя.

Оба посмертно опубликованных романа были начаты и в большей части написаны еще в 10-е годы. Над романом «Оплот» Драйзер начал работать еще в 1913 году, когда было написано около двух третей книги. К переработке и завершению романа писатель

приступил в конце 1942 года и закончил его в мае 1945 года.

«Оплот» примыкает к «Трилогии желания». Создав в первых томах трилогии образ титана капиталистической Америки, лишенного угрызений совести и понятий о честности, Драйзер в «Оплоте» ставит вопрос, может ли быть капиталист честным человеком. И образ Солона Барнса — пенсильванского квакера, занявшего пост казначея торгово-строительного банка в Филадельфии,- дает диалектический и ясный ответ.

В этом ответесказываются новые этические критерии Драйзера, исходящие из глубокого понимания законов общественного развития. И если работа Драйзера над «Оплотом» не была завершена в 10-х годах, то, очевидно, по тем же причинам, по каким писатель откладывал третий том «Трилогии желания»: его тогдашняя философия жизни не могла дать ответа на волновавшие вопросы.

Личных добродетелей Солона Барнса недостаточно, чтобы противостоять порокам, вытекающим из природы капиталистического общества. Неожиданно для себя Солон Барнс-убеждается, что, несмотря на собственную добропорядочность, он не может уберечь себя и своих близких от губительного действия ненавистных ему пороков буржуазной Америки.

Пролог вводит нас в атмосферу квакерства, утрачивающего в современной Америке свои патриархальные черты. Первая книга, рассказывающая о детстве и юношестве Солона и заканчивающаяся описанием его судьбы, служит экспозицией романа. Вторая книга передает нарастание противоречий между патриархальными взглядами Солона и всем укладом жизни современной Америки.

Это противоречие достигает кульминации в третьей книге — процесс познания жизни Солоном Барнсом перерастает в его трагедию. Это траге — дия человеческой личности, которую раздавило наступление монополий, трагедия, от которой нельзя ни спрятаться в патриархальные одеяния Общества друзей, ни отгородиться верой во «внутренний свет». На трагической ноте завершается роман.

Многое сближает «Оплот» с «Трилогией желания», особенно с заключительным ее томом — «Стоиком», к завершению которого Драйзер приступил сразу же после окончания «работы над «Оплотом», и прежде всего стремление писателя к большим философским обобщениям. Замысел романа, возник давно, тогда же была собрана значительная часть материалов. Уточнение всякого рода деталей для заключительного тома «Трилогии желания» было одной из главных целей поездки, которую Драйзер совершил в 1911 году в Западную Европу, где должно было в основном протекать место действия «Стоика». В 1914-1915 годах значительная часть романа была написана. Завершить роман в то время писатель, однако, не сумел.

Дело в том, что в «Стоике» он хотел подвести итог пути Каупервуда, сделать выводы и обобщения, однако резкое обострение противоречий Драйзера в эти годы, очевидно, помешало окончанию трилогии. В 20-е годы Драйзер вновь возвращался к «Стоику». Но не случайно к завершению книги писатель приступил после вступления в коммунистическую партию. Довести до конца работу над «Стоиком» Драйзеру так и не удалось.

Обращаясь к роману, необходимо помнить о его незавершенности.

Следуя замыслу «Трилогии желания» и развивая ее сюжет, Драйзер стремится в «Стоике» подвести итог жизненного пути Каупервуда. Его герой стареет и перед ним все тот же вопрос: чего он достиг в. жизни? И итог этот оказывается для Фрэнка Алджернона Каупервуда неутешительным. — Это отчетливо выявляется в последних главах романа, написанных, очевидно, в 1945 году. Жизнь Каупервуда — человека сильного и энергичного — была растрачена бесцельно.

Мысль о бесчеловечности служения капиталу выражена в романе доктором Джемсом, который сказал Каупервуду, что «его грандиозная финансовая деятельность уже сама по себе представляет своего рода болезнь». Этой болезнью поражены США, к излечению своей родины от этого тяжкого недуга — капитализма — и звал великий писатель-гуманист.

Реалистическая символика последней части трилогии существенно отличается от символики «Финансиста» и «Титана»: из здорового хищника — тигра или огромного страшного льва, каким он представляется в «Титане»,- Каупервуд превращается в пораженного социальным недугом человека. Драйзер отказывается от свойственного

Первым двум томам рассмотрения судьбы Каупервуда в духе позитивистской философии Спенсера. Нет в его теперешнем Каупервуде и элементов того биологизма, которые сквозили в «Финансисте» и «Титане». Трагизм буржуазного мира, который наглядно и выразительно был выявлен в «Титане» и «Стоике», воспринимается не как универсальное свойство человеческой природы, что имело место в первых томах, а как социальная болезнь Каупервуда, как социальная болезнь США. В «Стоике» получает решение большая философская и социально-политическая проблема — преходящий характер власти, силы, могущества, которые дают деньги, капитал, преходящий характер капитализма.

С высоты нового миросозерцания Драйзер, вдохновлявшийся социалистическими идеалами, сумел увидеть судьбу Каупервуда, точнее, причины поражения Каупервуда в новом свете. Драйзер по-новому раскрыл теперь прежний замысел. Каупервуд обречен на поражение, но не в силу фатальных позитивистских законов или универсальных качеств человеческой природы, а в силу социальной сущности своей деятельности, убивающей и в нем самом незаурядную личность. Именно эти незаурядность, сила, энергия Каупервуда позволяют Драйзеру в «Стоике» так ярко раскрыть симптомы социального недуга, испортившего и погубившего его: имя этому недугу — капитализм.

В первых главах, написанных, очевидно, значительно раньше, сохраняется еще и противоречивость трактовки образа Каупервуда, некоторое любование им. Новые черты осязаемо проявляются в последних главах, особенно в образе Беренис.

Завершая работу над «Стоиком», Драйзер собирался опубликовать «Трилогию желания» как единое произведение. Он даже думал в связи с этим о необходимости внести некоторые поправки в текст «Титана». И действительно, «Стоик», объединяя все романы в единое целое, Придает «Трилогии желания» законченность и — это главное — новое звучание, соответствующее новым общественным идеалам одного из ведущих американских писателей.




Трагедия судьбы Каупервуда в «Трилогии желания» Драйзера