Трагическая судьба России в повести А. Платонова «Котлован»

Андрей Платонов стал известен широкому кругу читателей только в последнее время, хотя самый активный период его творчества пришелся на двадцатые годы XX столетия. Писатель отразил в своих произведениях жизнь первых послереволюционных десятилетий с необычной полнотой и дальновидностью. В конце 20-х — начале 30-х годов были созданы наиболее крупные вещи Платанова: роман «Чевенгур», повести «Впрок», «Усомнившийся Макар», «Котлован», «Джан» и «Ювенильное море».

Андрей Платонов — писатель, который в своем осмыслении

новой эпохи сумел перейти от принятия коммунистических идей к их отрицанию. Платонов верил в революционное переустройство мира искренне, почти фанатично, ему казалось, что впервые в истории возникла наконец возможность победить в человеке эгоизм, создать общество «высшего гуманизма», общество, в котором благо других будет обязательным условием собственного счастья. Но уже в первых своих произведениях Платонов проявил себя художником, умеющим видеть мир неоднозначно, понимающим сложность души человека.

Тоска по человечности в рассказах Платонова неотделима от внимания к отдельному человеку. Очень

ярко гуманизм Платонова проявился в повести «Котлован». Тема России неотделима в этой повести от поисков человечности, а размышления писателя над проблемами советской эпохи трагичны и необыкновенно глубоки.

Образ котлована — это ответ, который давала советская действительность на вечный вопрос о смысле жизни.

Герои Платонова роют котлован для башни-общежития, дома для счастливых обитателей социализма, отбирая для этого строительства «лучших» — самых обездоленных, самых бедных людей. Но и взрослые, и дети в повести гибнут, став «ступенькой» ко всеобщему счастью, достижение которого оказывается невозможным без жертв. Таким образом, автор развенчивает мифо » светлом будущем», показывая, что рабочие эти живут не ради счастья, а ради котлована.

Ужасные картины советской жизни противопоставляются идеологии и целям, провозглашенным коммунистами.

Из всех персонажей повести только двое умеют взглянуть на происходящие события со стороны, умеют сомневаться: Прушевский и Вощев. Прушевскому, как воздух, нужна в этом мире теплота, человечность, чувство своей необходимости не всем, а конкретному человеку. Вощев не может, не хочет чувствовать себя » винтиком «, быть счастливым по приказу.

Он хочет знать, нужен ли для строительства всеобщего счастья именно он, живой, единственный, » отдельный «, а не безличная масса. Но при этом он не протестует против конкретной бесчеловечной идеи, участвует в коллективизации. Его желание быть личностью — невольный вызов коммунистическому государству, а его жестокость — отражение бесчеловечной атмосферы эпохи.

Другая важная проблема этого произведения ближе к реальной жизни тех лет. В соседних деревнях идет страшный процесс коллективизации, уничтожения крестьянства, ненавистного пролетариям только потому, что у крестьянина есть хоть какая-то личная — не общая! —собственность. И особенно страшна полная покорность крестьянства, лишь изредка разрываемая одиночными вспышками бунта.

В повести это очень хорошо видно, когда рабочие натыкаются на крестьянские гробы. Сами крестьяне объясняют, что они заранее готовят эти гробы, так как предчувствуют скорую гибель. В этой сцене Платонов показывает, что новая жизнь строится на мертвых телах крестьян и их детей.

Страх и жестокость определяют в повести атмосферу времени. Страх перед опасностью уклониться от генеральной линии, мгновенно из своего превратиться в предателя — и беспощадная жестокость ко всем, кто может этой линии помешать. Таковы Чиклин и Сафонов — фанатики идеи.

Таков активист, днем и ночью со страшным нетерпением ждущий начальственных директив — выполняющий любое, самое абсурдное указание, не задумываясь ни на секунду над его смыслом.

Особое место в повести занимает образ девочки.’Философия автора проста: критерием социальной гармонии общества является судьба детей. А судьба Насти страшна. Девочка не знала имени матери, но зато знала, кто такой Ленин.

Кем станет ребенок, который свои игрушки хранит в гробу? И котлован становится могилой для ребенка, для той самой девочки, во имя которой и приносят взрослые жертвы, уничтожая и себя, и других…

Насилие в повести распространяется на все: на живую природу и на человека. Но насилие ничего не может создать, построить, оно способно лишь разрушать, и его итог — гробы, которые хранятся в одной из ниш котлована.

Повесть Платонова «Котлован» стала пророческой. Автор уже в двадцатые-тридцатые годы верно определил направление, в котором пойдет общество, он точно указал нам источник бед и несчастий на многие годы. Котолован стал не фундаментом для построения «светлого будущего», а могилой, где закопано детство, человечность, счастье.




Трагическая судьба России в повести А. Платонова «Котлован»