Трагические истории жизни в романах Шолохова

Мать Шолохова — из крестьянской семьи, отец — выходец из Рязанской губернии, сеял хлеб на покупной казачьей земле, был приказчиком, управляющим паровой мельницей. Шолохов учился в церковно-приходской школе и гимназии. Участвовал в гражданской войне, служил в продотряде. В конце 1922 года он приезжает в Москву.

Работает грузчиком, чернорабочим, делопроизводителем. В 1924 году в журналах появляются рассказы Шолохова, объединенные впоследствии в сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь» . Темы ранних рассказов — гражданская

война на Дону, ожесточенная классовая борьба, место человека в социальных сдвигах, происходивших в деревне. Рассказы стали заметным явлением в советской литературе первой половины 20-х годов.

Умение раскрыть правду действительности в острых общественных и бытовых конфликтах, проникновенное восприятие душевных движений, стремление «сопрячь» мир чувств и действительность в едином целом характеризуют рассказы «Нахаленок», «Председатель Реввоенсовета республики» , «Чужая кровь» , «Червоточина» . В 1924 году Шолохов возвращается на Дон в станицу Вешенская, где живет постоянно. Здесь он начинает

писать «Тихий Дон» — роман, принесший писателю мировую известность. Это произведение изображает донское казачество в годы первой мировой и гражданской войн, с исключительной силой рисует судьбы народа и личности в революции. .

«Тихий Дон» охватил важнейшее десятилетие русской жизни ; «Поднятая целина» повествует о 1930 годе, о революционном переломе в жизни деревни. . Во время Великой Отечественной войны Шолохов — военный корреспондент. Уже в первые месяцы войны были опубликованы в периодической печати и вышли отдельными изданиями его очерки «На Дону», «На юге», «Казаки» и др. Широкую известность приобрел рассказ «Наука ненависти» . В 1943-1944 годах начали печататься главы из романа «Они сражались за Родину» .

Стремление к эпическому постижению судеб народа-в самой природе таланта Шолохова. Подвиг народа в Отечественной войне определил и сюжетно-композицион — ный и эмоционально-стилевой строй незаконченного романа «Они сражались за Родину». Контрастные чередования картин мирной, хотя уже и потревоженной трудовой жизни с изображением коротких солдатских передышек и внезапно вспыхивающих боев позволяют писателю воссоздать единый облик воюющего народа.

Рассказ «Судьба человека» стал заметным явлением в литературе. Трагическая история жизни взята в ее связи с событиями войны — историческими испытаниями в жизни народа, государства и отдельного человека. Из жизни Андрея Соколова автор отбирает только то, что дает возможность осмыслить человеческую судьбу в связи с трагическими событиями. Это позволяет писателю показать Человека и Войну, несовместимость мира и фашизма.

Эта сложная, историческая основа определила и поэтику рассказа.

Отчетливо выделяются ведущие образы-лейтмотивы, свободно чередуются голоса героя-рассказчика и автора-повествователя. Судьба Андрея Соколова воплощает не только страшное зло войны, сквозной жизнеутверждающий мотив рассказа — вера в доброе, человеческое, утверждение подвига. После войны Шолохов опубликовал ряд публицистических произведений: «Слово о Родине», «Борьба продолжается» , «Свет и мрак» , «Не уйти палачам от суда народов!» и другие, в которых он выступает против идеологов «холодной войны».

Связь литературы с жизнью, в понимании Шолохова, это прежде всего связь писателя с народом. Книга — дело «выстраданное», говорил Шолохов на 2-м съезде писателей.

Много раз в его высказываниях повторяется мысль о том, что писатель должен уметь говорить правду, какой бы тяжелой она ни была, о том, что к оценке художественного произведения надо подходить прежде всего с точки зрения исторической правдивости. По мысли Шолохова, право на жизнь сохраняет только то искусство, которое служит интересам народа.

«Я принадлежу к числу тех писателей, которые видят для себя высшую честь и высшую свободу в ничем не стесняемой возможности служить своим пером трудовому народу», — сказал он в речи после вручения ему Нобелевской премии. Одна из самых существенных черт таланта Шолохова — его умение видеть в жизни и воспроизводить в искусстве все богатство человеческих эмоций — от трагической безнадежности до веселого смеха. Вклад писателя в мировое искусство определяется прежде всего тем, что в его романах впервые в истории мировой литературы трудовой народ предстает во всем богатстве типов и характеров, в такой полноте социальной, нравственной, эмоциональной жизни, которая ставит их в ряд неумирающих образов мировой литературы.

В его романах поэтическое наследие русского народа соединилось с достижениями реалистического романа XIX и XX веков, им были открыты новые связи между духовным и материальным, между человеком и окружающим миром. Для Шолохова характерно представление об универсальности жизни; триединство его поэтики: человек — общество — природа — выражает одну из особенностей цивилизации, гуманистическое направление всего его творчества.




Трагические истории жизни в романах Шолохова