Трагические страницы истории в творчестве А. И. Солженицина
Александр Исаевич родился в 1918 году в Кисловодске. После средней школы окончил физико-математический факультет университета в Ростове-на-Дону. Воевал, командовал батареей.
Был арестован в 1945 году в звании капитана. В 1953 году был уволен и сослан в Казахстан. В 1956 году его реабилитировали, но ненадолго.
В 1974 году, после опубликования за рубежом первого тома книги «Архипелаг ГУЛАГ», он был выслан из страны. Таким образом, были не только нарушены права человека, но и нанесен удар по русской культуре.
Писателя оторвали от родной земли,
Те же мотивы прослеживаются и в рассказах.
Примером служит рассказ «Матренин двор» Это рассказ в во многом автобиографичен. Герой возвращается из ссылки в Россию, он хочет преподавать и становится учителем в
Село, кормящее город, не имеет продуктов своего труда. Как это контрастно выделяется на фоне прекрасной природы. Учитель вынужден перевестись. Его направили на станцию Торфпродукт, где он поселился в селе Тальново у Матрены Васильевны Григорьевой.
В ее доме мы сталкиваемся с крайней беднотой: «Много лет ниоткуда не зарабатывала Матрена Васильевна ни рубля, пенсии ей не платили… В колхозе она работала не за деньги — за палочки». Все имущество ее состояло из сундука, козы и кошки.
Эта бедность не ее вина». «… Она была больна, но не считалась инвалидом, она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе — не полагалось ей пенсии». Государство несправедливо отнеслось к этой женщине, а у нее не хватило характера, чтобы требовать. Кроме бедности мы видим бесхозяйственность: «Председатель новый… первым делом обрезал всем инвалидам огороды.
Пятнадцать соток песочка оставил Матрене, а десять соток так и пустовало за забором». Быт и существование простых людей государство не беспокоила: «… не продавалось торфа жителям… Топлива не было положено», и такое отношение порождало воровство: «… воровали раньше лес, теперь тянули торф у треста».
Страшным несчастьем является бюрократия: «Из канцелярии в канцелярию гоняли ее два месяца — то за точкой, то за запятой». Это уничтожило веру в страну: «Сегодня, видишь, дало, а завтра заберет». Но самое страшное — это гибель человеческой души.
Этой проблеме уделяется значительное место, и не только в рассказе «Матренин двор», но и во всем творчестве писателя.
После смерти Матрены ее подруга Маша приходит к учителю и, поплакав, просит у него… кофточку покойной. То же происходит и на похоронах: «… плач над покойной не просто плач, а своего рода политика… Так плачи сестер были обвинительные, плачи против родни мужа…» — на похоронах шел спор за владение домом. После похорон о Матрене почти не вспоминают, а если и вспомнят, то «все отзывы о Матрене были неодобрительные: и нечистоплотная она была, и не бережная; и даже поросенка не держала. … И, глупая, помогала чужим людям бесплатно. Кого же могут воспитать такие люди?
Неудивительно, что из детей бездушных вырастут преступники, ведь воспитание — это важнейшая ступень создания человеческой личности. В одном из своих рассказов Александр Исаевич описывает такой случай. Во время войны на одной из станций к ее начальнику приходит солдат, отставший от своего эшелона.
Сначала они разговаривают.
Начальника станции, в недавнем прошлом студента, а теперь офицера, интересует бывший до войны артист солдат. Они уже расставались, были выписаны проездные документы, когда солдат вдруг случайно произнес слово «господа», употребив его в разговоре о командирах. На наших глазах происходит разительная перемена. Только что приветливый хозяин, офицер становится подозрителен, он вспоминает все мелочи в разговоре, и приходит к мнению, что перед ним шпион.
Дальнейшее ясно: солдат попадает в НКВД. Содержание понятно: людям с детства внушили, что, если человек использует хотя бы один раз слово, не используемое в быту большинства, он враг, несмотря на все другие положительные качества. Книги Солженицина проникнуты безграничной любовью к Родине и в то же время полны боли и горести о ней.
В его творчестве мы встречаем трагедию тюрем и лагерей, арестов невинных граждан, раскулачивания трудолюбивых крестьян. Это и трагическая страница отечественной истории, нашедшей отражение на страницах этого автора. Он учит нас тому, чтобы трагедия 1936-1953 годов не повторилась.
Александр Исаевич Солженицын является одним из тех писателей, которые жили и творили в тяжелые годы Советской России. Это была сталинская эпоха, охарактеризованная господством в стране насилия, деспотизма, произвола власти. Страдания народа, вызванные несправедливостью социального устройства, волновали писателя. Солженицын был одним из первых, кто сказал правду о судьбе крестьянства, о его проблемах, изображая трагическую жизнь поистине русского человека и причины его несчастья в рассказе «Матренин двор». Жители села Тальново, в котором происходит действие рассказа, существуют в ужасных условиях: отсутствуют электричество, билеты на железнодорожный транспорт, медицинские учреждения.
Одиночество больной женщины скрашивали только «кошка, мыши и тараканы, живущие за стенкой». Матрена даже «не держала радио по бедности», из скота имела лишь козу, которую она с трудом прокармливала. «Козе она выбирала из подполья самую мелкую картошку, себе — мелкую, а мне — с куриное яйцо».
Автор описывает горькую жизнь колхозницы. Матрена потеряла мужа и шестерых детей. «Видимо было много несправедливостей с Матреной: она была больна, но не считалась инвалидом, она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе — не полагалось ей пенсии на себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за потерю кормильца». Женщине приходилось долго ходить за справками, но ее постоянно отсылали обратно. Все это говорит о бюрократических законах страны, об эксплуатации государством простого народа. Крестьянство не могло пользоваться продуктом своего же труда, все доставалось правительственным органам: «рычали вокруг экскаваторы на болотах, но не продавался торф жителям, а только везли — начальству».
Бабы вынуждены воровать торф, чтобы выжить зимой. Государство отрезало огороды у тружеников страны, лишало их платы за тяжелый труд. «А что — пенсия? — Возражали другие. — Государство — оно непостоянное. Сегодня, видишь, дало, а завтра заберет». Действительно, государство не ценило главных кормильцев России.
Крестьяне не чувствовали себя свободными, в них пытались задавить, уничтожить чувство собственного достоинства.
Такое социальное неравенство повлияло на общество, на его мировоззрение. В нечеловеческих условиях люди постепенно озлобляются, пытаются выжить любым путем, забывая о совести, честности, справедливости. Матрену окружают жадные, корыстные люди. Ее родственников интересует только нажива — старый Матренин дом, единственное, что осталось в старой женщины.
Они ведут спор о том, кому же достанется дом Матрены, еще до ее смерти. Трех сестер Матрены интересует только собственное благополучие.
Но Матрена живет по другим законам: по законам добра, всепрощения, любви. Она постоянно откликается на чужие просьбы, выполняет всякую тяжелую работу. Душа героини полна чувства жалости: из жалости приютила кошку, вырастила чужую дочь.
Это глубокая натура с богатым духовным миром.
Несмотря на трудности, Матрена находит радость в тяжелой жизни: в работе, в общении с природой, даже в фикусе, который она бросилась спасать во время пожара. «Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни», как это делало большинство людей. «Не гналась за нарядами. За одеждой». Духовно Матрена выше своих односельчан.
Но героиня погибает. И трагедия ее в том, что обществу, в котором она жила, далеки искренние человеческие стремления. Матрена одинока. «Непонятая и брошенная даже мужем своим, похоронила шесть детей, но не чужая сестрам, золовкам, смешная, глупо работающая на других бесплатно, — она не собрала имущества к смерти.
Грязно-белая коза, кошка, фикусы… Все мы жили рядом с ней и не поняли, что она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город.
Ни вся земля наша «. Трагизм повествования заключается в том, что материальное обнищание народа перерастает в духовное. За жестокостью и черствостью люди не видят, не ценят и губят добро. Александр Солженицын первый сказал правду о трагической истории русского народа.
Затем по его пути пойдут такие же поистине народные писатели, как Абрамов, Шукшин и др.
Трагические страницы истории в творчестве А. И. Солженицина