Трагичность любви в лирике В. В. Маяковского

1. Значение любови в жизни человека. 2. Личные любовные переживания поэта. 3. «Облако в штанах».

4. «Флейта-позвоночник». 5. Поэма «Человек». 6. «Люблю» и «Про это». 7. Рождение новой любви. Это была поэзия мастерски вылепленная, горделивая, Демоническая и в то же время безмерно обреченная, Гибнущая, почти зовущая на помощь.

Б. Л. Пастернак Само чувство любовь, является одним из самых ярких, незабываемых и прекрасных чувств в жизни каждого человека. Мечта об этих нежных чувствах, мечта о вдохновенной любви, ее поиски — все

это вечные темы в творчестве любого писателя, художника, музыканта. У В. В. Маяковского тема любви занимает одно из самых главных мест в его творчестве.

Он пишет о любви — благородной, преданной, самоотверженной. У него влюбленный герой готов даже к самопожертвованию ради любимого человека. Как говорил писатель: «Любовь — это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным.

Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всем». У Маяковского вся жизнь с ее радостями и горестями, обидами и разочарованиями была изложена в стихотворениях. И лишь в ранних

его поэтических творениях — «Я», «Любовь», трагедия «Владимир Маяковский» — любовь показывается вне связи с личными переживаниями. Последующие стихотворения поэта начинают рассказывать читателю о пережитой любви самим Маяковским, о его переживаниях и о том, какой она была.

Все пережитые поэтом чувства испытывает на себе и сам лирический герой, он познает, что такое любовь — любовь-страдание, любовь-мука, любовь-наслаждение. В 1914 году Маяковский написал поэму «Облако в штанах» и здесь, сразу же с первых строк ощущается тревожное чувство большой и нежной любви: Нежные! Вы любовь на скрипки лежите.

Любовь на литавры ложит грубый. А себя, как я, вывернуть не можете, Чтобы были одни сплошные губы! Дальше со столь же трагической силой поэт пишет о своей безответной любви, которая полностью поглотила его. Эта любовь охватила своим жарким пламенем сердце поэта и причинила ему мучительную и нестерпимую боль: Мама!

Ваш сын прекрасно болен! Мама! У него пожар сердца.

Но эта трагическая любовь, все переживания и волнения оказываются не выдуманными. Сам Маяковский указывает на то, что все события, описанные в поэме реальны: Выдумаете, это бредит малярия? Это было, было в Одессе. «Приду в четыре»,- сказала Мария. Восемь.

Девять. Десять… И вот, Громадный, Горблюсь в окне, Плавлю лбом стекло окошенное. Будет любовь или нет?.. Да!

Действительно Маяковский был по-настоящему влюблен в некую Марию, которую он встретил в Одессе. Тогда там вместе с Маяковским находился поэт В. В. Каменский. Позже он так рассказывал о любви поэта: «Маяковский влюбился здесь в красавицу Марию Александровну…

Взволнованный, Взметенный вихрем любовных переживаний, после первых свиданий с Марией он влетал к нам в гостиницу этаким праздничным весенним морским ветром и восторженно повторял: «Вот это девушка! Вот это девушка!»» Однако этой любви не суждено было стать вечной. Трагическая любовь приносит не радость, а одни лишь страдания. И самое страшное здесь заключается в том, что препятствия для искренней любви выстраиваются социальными условиями той жизни, основанными на неравенстве людей, на предрассудках и господстве материальных расчетов. Вся эта жестокая и несправедливая действительность отняла у поэта любимую девушку и украла ее любовь.

Пройдя все эти переживания, Маяковский с горечью сказал: «Любить нельзя — масса тяжелых неприятностей». Вся эта социальная несправедливость очень кратко упоминается в поэме Маяковского «Облако в штанах». В ней слышен голос самой Марии:

Вошла ты, Резкая, как «нате!», Муча перчатки замш, Сказала: «Знаете — Я выхожу замуж». Хоть поэт и говорил: «Любить нельзя!» — но он не мог не любить. Уже через год сердце поэта вновь разрывают муки любви. Свои новые чувства он отразил в поэме «Флейта-позвоночник» , и здесь снова слышны мотивы не радости от любви, а отчаяние и страдание: Версты улиц взмахами шагов мну, Куда уйду я, этот ад тая!

Какому небесному Гофману Выдумалась ты, проклятая?! Обращаясь к Богу, поэт взывает: …слышишь! Убери проклятую ту, Которую сделал моей любимою! Маяковский так и не смог найти счастье, нежность, успокоение и радость в любви.

Об этом свидетельствуют все последующие произведения поэта 1916-1917 годов. Поэма «Человек» звучит как гимн человеку-творцу. В этой поэме любовь так же описывается через образы, выражающие только одно страдание влюбленного героя: Гремят на мне Наручники, любви тысячелетия… И только боль моя острей — стою, Огнем обвит, на несгораемом костре Немыслимой любви. Стихи Маяковского, которые обращены к любимой, полны страсти, нежности, но одновременно содержат много сомнений, протестов и даже отрицания любви как таковой: Любовь!

Только в моем Воспаленном Мозгу была ты! Глупой комедии остановите ход! Смотрите — Срываю игрушки-латы Я, Величайший Дон-Кихот!

В 1922 году появляется поэма «Люблю», где Маяковский размышляет о любви, о ее сущности и месте в жизни каждого человека. Писатель стремиться противопоставить любви продажной любовь истинную, верную, чуткую, которая выстоит и ссоры, и жизненные невзгоды. В 1923 году он пишет поэму «Про это», где опять возвращается к герою, который страдает и мучается от любви.

Поэт искренне переживает за лирического героя. Маяковского тревожит то, что героя не коснулись радости жизни:

В детстве, может,

На самом дне,

Десять найду

Сносных дней. А то, что другим?! Для меня б этого! Этого нет. Видите — Нет его!

Поэт с горестью замечает: Я свое, земное, недожил, На земле Свое недолюбил. В журнале «Молодая гвардия» в 1929 году было напечатано стихотворение Маяковского «Письмо т. Кострову из Парижа о сущности любви», именно с появлением этого стихотворения становится понятно, что в сердце поэта родилась новая любовь — «опять в работу пущен сердца выстывший мотор». Он встретил Яковлеву, он влюбился, а главное то, что эта любовь уже была взаимной. «Письмо т. Кострову…» и опубликованное несколько лет спустя «Письмо Татьяне Яковлевой» содержат в себе уже совсем другие настроения, появляются новые интонации. В этих письмах уже нет надрыва, тоски и разочарования.

Так, в «Письме т. Кострову…» Маяковским описывается радостное чувство. Письмо проникнуто счастливым предвкушением большой и настоящей любви: …как на свиданье, Простаивая, прислушиваюсь: Любовь загудит — человеческая, Простая… Он действительно навеки был ранен любовью и рана эта — незаживающая, кровоточащая.

Жизнь и судьба поэта была драматичны, но читателя поражает сила той любви, которая вопреки всему способна утверждать непобедимость жизни. И Маяковский был прав, когда говорил: Если я чего написал, Если чего сказал — Тому виной глаза-небеса, Любимой моей глаза.




Трагичность любви в лирике В. В. Маяковского