Трагизм произведений А. П. Чехова

1. Легко узнаваемые образы в произведениях А. П. Чехова. 2. Внимание к человеческим порокам. 3. Духовная деградация главного героя рассказа «Ионыч».

А. П. Чехов в своих произведениях обращает особое внимание на человеческие недостатки. В творчестве Чехова нет ничего случайного. Любые детали в произведении несут большую смысловую нагрузку. Писатель показывает реальную жизнь. И сожалеет, что люди не пытаются стать хоть немного лучше.

В чеховских произведениях мы практически не встречаем безупречных героев. И от этого становится грустно.

Нередко ситуации, изображенные в произведениях писателя, кажутся нам самим на редкость нелепыми. Но именно это абсурдность необходима для того, чтобы пороки были узнаны.

Чехов не щадит своих героев, он откровенен с читателем. Вместе с тем писателя нельзя упрекнуть в том, что он не любит людей. Нет, все обстоит не так. Чехов любит людей, относится к ним с уважением, но не может простить им некоторые качества.

Чехов не прощает эгоизма, пошлости, себялюбия. И в его произведениях мы видим типичные характеры, которые, увы, слишком часто встречаются в жизни. Выражение «человек в футляре» благодаря рассказу Чехова

стало нарицательным. Трагизм ситуации в том, что пресловутых «людей в футляре» гораздо больше, чем хотелось бы.

Это законченные конформисты, которые не умеют быть счастливыми и пытаются сделать несчастными других. Образ «человека в футляре» узнаваем. Чеховский рассказ актуален даже сейчас, несмотря на то что с момента его создания прошло очень много времени. Ведь девиз: «Как бы чего не вышло», — к сожалению, встречается в жизни очень часто.

Угодливость и подобострастие чиновника Червякова из рассказа «Смерть чиновника» привели его к гибели. Этот человек не имеет гордости и достоинства. Он готов унижаться до бесконечности перед тем, кто выше его по социальному положению. Этот образ типичен и вполне узнаваем. «Червяковых» в реальной жизни более, чем достаточно.

Беда в том, что время от времени в самых разных людей вселяется такой вот «Червяков». Убогость, пошлость и мелочность подобных людей блестяще показал в своем рассказе Чехов. Он может показаться смешным.

На самом деле произведение трагично. Смерть чиновника стала единственно возможным выходом из сложившейся ситуации. Ведь не уважающий себя человек, не имеющий собственного достоинства, не заслуживает права на жизнь. Не менее важен рассказ «Толстый и тонкий».

В этом произведении мы имеем возможность наблюдать, как меняется поведение человека, который узнает о более выгодном положении своего друга детства. Нам кажется нелепым поведение героя рассказа. Однако, как это ни странно, многие читатели способны узнать в чеховском персонаже себя, свое намерение заискивать перед теми, кто богаче, значительнее, умнее. Именно поэтому чеховские произведения не теряют свою остроту, продолжают интересовать читателей.

Чехов заставляет задуматься о том, кого можно назвать сильной личностью. И с грустью приходится признать, что таких людей мало. А большинство, к сожалению, зависят от ситуации, подобно герою рассказа «Хамелеон». Он не может отстоять своего мнения, не имеет собственного достоинства.

Этого человека не за что уважать. И быть похожим на него совсем не хочется. Глупость, узость мышления героя рассказа «Крыжовник» заставляет задуматься о категории нравственных ценностей. Главный герой всю свою жизнь пытался достичь исполнения своего желания. Его можно было бы похвалить за упорство и целеустремленность.

Но, увы, он заслуживает не уважения, а жалости. Слишком уж мелким выглядит его желание. И становится грустно, что человек, забывая обо всем, стремился к мещанскому и пошлому благополучию. Эгоизм и самовлюбленность героини рассказа «Попрыгунья» помешали разглядеть, что рядом с ней находится неординарный, талантливый и самоотверженный человек — ее супруг. «Попрыгунья» вызывает презрение.

Но можно признать, что ее характер вполне узнаваем, поскольку подобные женщины встречаются очень часто. Чехов со вниманием относится к бытовым деталям. Быт у него перерастает в категорию «бытие».

Писатель показывает зависимость человека от атмосферы вокруг. Мещанская среда обязательно повлияет на человека, способна стать причиной его деградации. Именно это и произошло с главным героем рассказа «Ионыч». Его трагизм в том, что лучшие качества человека оказываются бесполезными, теряются в атмосфере будничной пошлости, повседневности. Каким предстает перед нами Дмитрий Старцев в начале рассказа?

Он полон сил, желаний, он амбициозен, энергичен. Но волею судьбы он попадает в маленький провинциальный городок. Здесь каждый день похож на предыдущий.

Все жители привыкли к неторопливому течению времени. Скука, унылость, убогость… Лишь только семья Туркиных кажется олицетворением ума, образованности.

Хотя на поверку и они ничем не отличаются от других жителей городка. Вере Иосифовне доставляет удовольствие писать романы, которые она потом читает гостям. У нее нет таланта, однако никто этого не признает. Екатерина Ивановна музицирует на рояле, хочет дальше учиться музыке. И у нее нет таланта, но девушке об этом никто не говорит.

Дмитрий Ионыч Старцев влюбляется в Екатерину, мечтает о том, что она будет его женой. Однако девушка считает, что такой талантливой и незаурядной личности, как она, ни к чему становится женой земского врача. Екатерина мечтает о чем-то совершенно необыкновенном.

В этом так же проявляется узость ее мышления и даже глупость. Реальная жизнь кажется девушке неинтересной. Но что она выбирает взамен? Иллюзии, которые на поверку оказываются непрочными и нереальными, словно замки, построенные на песке.

Старцев не видит Катеньку целых четыре года. Именно на столько девушка уехала из родного города. И вот долгожданная встреча. «Когда вошли в дом и Старцев увидел при вечернем освещении ее лицо и грустные, благодарные, испытующие глаза, обращенные на него, то почувствовал беспокойство и подумал опять: «А хорошо, что я тогда не женился».

Старцев постепенно деградирует. Уже даже в мыслях не остается у него стремлений к чему-то возвышенному и благородному, что было свойственно молодому человеку в первое время после приезда в город. Увы, но доктор оказался слаб, он не смог воспротивиться удушающей атмосфере провинциального городка. Стремление к наживе затмило для Ионыча все остальное.

Но материальные ценности не могут сделать человека счастливым. Немудрено, что жизнь его становится убогой, неинтересной, однообразной. Меняется доктор и внешне. Он стал неповоротливым, толстым, одышливым.

Чехов подчеркивает трагизм ситуации, говорит о том, что среда влияет на человека. Это неизбежно. Но все могло сложиться бы совсем иначе, если бы Ионыч обладал сильным характером, смог бы сопротивляться атмосфере пошлости и мещанства.

Но доктора устраивает все, он живет, не задумываясь о смысле жизни.

Екатерина Туркина после долгого отсутствия уже успела многое понять. По крайней мере, мысль о собственном таланте и особом предназначении, перестала тревожить ее воображение. Девушка теперь думает, что Ионыч намного лучше других. Она говорит доктору: «Вы лучший из людей, которых я знала в своей жизни».

Но теперь для самого Старцева эти слова выглядят насмешкой. Он не питает никаких иллюзий относительно собственной персоны. Благородных порывов и стремлений души уже не осталось. Пусть профессия его и считается самой благородной, но Ионыч выглядит на редкость неприятным субъектом. Чехов констатирует, что доктор равнодушен к своим пациентам, превыше всего для него интерес к возможной прибыли.

О себе Ионыч говорит предельно честно: «Вы тут спрашиваете, как я поживаю. Как мы поживаем тут? Да никак. Старимся, полнеем, опускаемся. день да ночь — сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей…

Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу. Что хорошего?». В жизни Ионыча отсутствуют нравственные ценности. Он быстро становится несчастным человеком, у него не осталось ни эмоций, ни радости.

Не трогает его и встреча с Екатериной, хотя когда-то он был влюблен в нее. Жизнь Ионыча по сути своей превратилась в некое подобие растительного существования. Ведь человек не может жить без прекрасных порывов, без надежд и мечтаний.

И в этом трагизм рассказа. Духовная бедность Ионыча очевидна. Только пересчитывание купюр заставляет его оживиться.

Но это не может считаться главной жизненной ценностью, это всего лишь суррогат, благодаря которому доктор продолжает тешить свое самолюбие.




Трагизм произведений А. П. Чехова