Трактат О любви. Любовь
Здесь же задуман и в основном записан трактат «О любви» . В этой книге разговор о самом хрупком и трудноуловимом из человеческие; чувств опирается на многочисленные самонаблюдения и воплощает давние замыслы Стендаля о предельно четком анализе душевных переживаний. Психологические выкладки предваряют страницы будущей стендалевской прозы, посвященные рождению и «кристаллизации» влечения двух влюбленных в зависимости от преобладающих вокруг нравов и одного из видов их чувства: любовь-склонность, плотская любовь, любовь из тщеславия,
Уже тогда Стендаль замечает, что сердцеведение без истории беспомощно: безудержная страсть итальянцев Возрождения не похожа на утонченную куртуазность вельмож Людовика XIV, немецкий бюргер любит не так. как средневековый рыцарь. Да и между разными манерами испытывать любовь, принятыми в одну эпоху, но в разных кругах общества, нередко пролегает пропасть. Открытие это весьма пригодится Стендалю, когда ему придется описывать любовь аристократки и провинциалки, светского щеголя и выходца из низов.
Непочтительные замечания о властях мирских и церковных, рассыпанные в книгах и статьях Стендаля,
Париж встретил его неприветливо. Пошатнулось до сих пор относительно сносное материальное положение отставного военного на половинном окладе. Сюда дошли слухи о его «сомнительных» итальянских знакомствах, и он внушает французским полицейским не больше доверия, чем сыщикам австрийским.
В стране пробуют восстановить дореволюционные порядки. Дворянство снова на коне. Свирепствуют суды: только что был раскрыт республиканский заговор, среди участников которого есть и давнишние друзья Стендаля. Цензура затыкает рот свободомыслящим, иезуиты и святоши верховодят общественным мнением.
В журналистике царит рабское прислужничество перед двором, в философии — пышное туманное пустословие поклонников трона и алтаря, в литературе — слепое подражательство стародавним образцам. Лишь в немногих домах,- в одном из них, где бывают и Беранже, Мериме, вокруг Стендаля складывается кружок вольномыслящих литераторов,- можно услышать слово, сказанное без постыдной опаски. Волей-неволей приходится играть в прятки, коли молчать невыносимо, да к тому же есть нужда подработать пером, не оскверняя себя при этом не то чтобы ложью, а хотя бы унизительной полуправдой. Из месяца в месяц Стендаль посылает корреспонденции в английские журналы, там их печатают без подписи; маскировка была столь тщательной, что лишь спустя сто лет они были найдены и снова переведены на французский.
Собранные вместе, они дают всеохватывающий разоблачительный портрет эпохи, отмеченной судорожными попытками повернуть историю вспять и вместе с тем обнаружившей необратимость сдвигов, которые произошли в пореволюционной Франции.
В публицистическом исследовании нравов у Стендаля есть свой особый угол зрения. Для писателя, который, по словам Горького, «глубоко и философски человечен», точка отсчета всего — удел личности. Стендаль — «моралист» в том старом французском смысле этого слова, в каком оно прилагалось к проницательным наблюдателям нравов XVII века Ларошфуко или Лабрюйеру, но обладающий чутким мышлением историка. Ему мало очертить структуру общества, ему важно понять, как она преломилась в умах и сердцах.
В первую очередь он озабочен тем, в какой мере уклад жизни обеспечивает людям свободу добиваться счастья и как именно происходит сегодня эта исконная и вечная погоня за счастьем. Ведет ли она к оскудению личности или распрямляет и обогащает? Перерождается в войну всех против всех или, напротив, польза каждого совпадает с пользой всех? Ведь личная польза, по мнению Стендаля, воспринявшего от мыслителей-материалистов XVIII века их учение о великодушном разумном эгоизме,- основа человеческого поведения.
Будучи правильно понята, она ведет отнюдь не только к индивидуальному благополучию, а к благополучию всех в рамках правильно организованного сообщества. «Благородная душа,- считал Стендаль,- действует во имя своего счастья, но ее наибольшее счастье состоит в том, чтобы доставить счастье другим». Вот почему в его глазах умение страстно, энергично и честно добиваться своего счастья — не просто личная доблесть, но и гражданская добродетель. Однако для подобного сопряжения мало доброй воли, необходимы благоприятные обстоятельства: «Правительство должно делать людей возможно более счастливыми, а это может осуществиться только при такой власти, которая предоставляет гражданам наибольшую свободу, не мешая благополучию семьи, расцвету промышленности, и оберегает свободу, ибо без нее нет счастья и человек не в состоянии развить свои способности».
Источники:
- Стендаль Красное и черное. Новеллы. Пер. с франц.
Вступит, статья С. Великовского. Примеч. Б. Реизова. Илл. В. Домагацкого.
М., «Худож. лит.», 1977. 589 с.
Аннотация: В настоящий том включены известный роман Стендаля «Красное и черное» и новеллы «Ванина Ванини», «Семья Ченчи», «Аббатиса из Кастро», входящие в цикл «Итальянских хроник».
Трактат О любви. Любовь