Треплев, Нина и Тригорин разорванный треугольник
В отличии от невостребованной, выставленной на торги любви Ларисы Огудаловой из пьесы А. Н. Островского «Бесприданница», взаимности Нины Заречной жаждет Константин Треплев, готовый воздать все пламенностью своего сердца. И у Чеховской героини есть выбор. Обычно любовная интрига выражается в треугольнике: он и она связанны друг с другом, но один из них увлекается кем-то третьим. Тут же вместо треугольника — странная цепь роковых привязанностей, любовных увлечений, безнадежно односторонних, как будто повисающих в воздухе.
Если же
Очень трудное решение для неискушенной жизнью девушки. Но происходит так, что она поступает поспешно, быстро. Что представляет из себя Треплев? По нашему мнению, это вариация Юрия Капитовича Карандашова — молодого человека с притязаниями, нелишенного таланта писателя, мечтателя.
Он много дал Нине своей чистотой, одержимостью, преданностью искусству и любви. Но вот смелостью, душевной силой его бог обделил. В нем нет того, к чему так стремится Нина.
Его нельзя поставить, по мнению
Любовь к Трегорину и тяга к «чудному миру» избранников, кумиров толпы для нее не разделима. Эта любовь была продолжением ее грез, ее мечтаний, ее увлечений — ее идеализма юности. Еще Станиславский писал: «Нина Заречная начитавшись милых, но пустеньких небольших рассказов Трегорина влюбляется не в него, а в свою девическую грезу.
В этом и трагедия подстреленной Чайки. В этом насмешка и грубость жизни».
Нина любит как и Татьяна Ларина, свою мечту, созданную воображением Героя. Нина первая и открыто признается Борису Алексеевичу в своей любви: «Если тебе когда-нибудь понадобится моя жизнь, то приди и возьми ее…»
Нина безоглядно верит в Трегорина. У нее и мысли не возникает что такие чувства могут быть использованы ей же во вред. Под личиной Трегорина скрывается вечный мужской эгоизм.
Трегорин — хищник, но он до сих пор «спал», устав от славы. А после признания Нины на него повеяло нетронутой свежестью, чем то новым, чистым, еще им не испытанным. Как же в такой ситуации поступает хищник? Конечно же он готовится к прыжку, хотя еще продолжает казаться дремлющим: «Остановитесь в «Славянском базаре»… Дайте мне точа-с же знать…
Молчановка, дом Грохольского… Я тороплюсь… Вы так прекрасны…
О, какое счастье думать что мы скоро увидимся! Я опять увижу эти чудные глаза, невыразимо прекрасную, нежную улыбку, эти кроткие черты, выражения ангельской чистоты… Дорогая моя…»
Как молодой, неопытной девушке из провинции не поддаться на эти ласково-ядовитые слова лисы и взгляд орла?! Но все ее иллюзии в конце концов не выдерживают натиска окружающей действительности: «груба жизнь». Довольно быстро Нина понимает, как беден внутренний мир Трегорина, у него нет серьезных увлечений, и в результате — разочарование, скука, отчужденность. Славой, жизнью Трегорин «Сыт по горло»; он — умный скептик; высокие темы он невольно прозаирует. Писательство стало для него ремеслом, трагедия живой жизни — сюжетами для рассказов, например, об убитой чайке.
И еще самое главное, что понимает Нина, хотя и слишком поздно то, что Трегорин ее не любит, не любил не когда, и не полюбит. Он не верит в любовь, в чистые, светлые чувства. Поэтому-то Трегорин и любит только женщин в возрасте, остается с Аркадиной, отношения с которой у него привычно подчиненные. У него нет собственной воли. А Аркадина — лишь средство, еще одна ступень к Парнасу, в месте идти надежней.
В первые образ Чайки возникает в сцене свидания Треплева и Заречной: «Отец и его жена не пускают меня сюда. Говорят, что здесь богема… боятся как бы я не пошла в актрисы… А меня тянет сюда к озеру, как чайку…
Мое сердце полно вами…».
Как видим, образ Чайки уже в момент его зарождения и принадлежит Нине. И олицетворяет ее, Нину, того времени, когда она еще жила по-детски — проснувшись утром, пела, любила Треплева, мечтала о славе. В неразрывной связи с озером и Чайкой находится Трегорин.
Вспомним, он постоянно находится на берегу озера в имении Сорина и удит рыбу, совсем как Чайка. Здесь уже открывается другая сторона образа Чайки — чайки-хищницы, убивающей, что бы добыть себе пропитание. И в конечном итоге именно Трегорин — хищник губит белую чайку — Нину.
Образ Чайки возникает вновь в 4 акте пьесы.
Прежде всего в рассказе Треплева о Нини, о ее жизни за истекшие два года. Свои письма Нина подписывала Чайкой. Она потому и подписывается Чайкой, что не может избавится от мысли — Трегорин был прав, его «сюжет для небольшого рассказа оказался пророческим.
Но почему сам Трегорин не помнит об этом сюжете? Да потому, что для Трегорина это в самом деле был сего лишь сюжет для небольшого рассказа. Это понимает Нина, но понимает слишком поздно для себя, когда пути назад уже нет: «Жила я радостно, по детски — проснешься утром и запоешь; любила вас, мечтала о славе, а теперь?…»
Ах, эти вечные сожаления о том, что было, и о том, что теперь? Вот и оказалась перед последней чертой героиня Чехова, когда ей нужно сделать свой последний выбор, последний шаг. Кто им в этом поможет? Кто посоветует?
Мать, отец? Навряд ли. На что может рассчитывать Нина, ведь «…отец и мачеха не хотят ее знать. Везде расставили сторожей, что бы даже близко не допускать ее к усадьбе.»
Этот последний шаг наша героиня должна сделать самостоятельно, это ее выбор, ее жизнь. Что же выберет Чеховская героиня? В жизни на ее долю выпало очень много горя, она много страдала: «Был у нее ребенок.
Ребенок умер, Тригорин разлюбил ее и вернулся к своим прежним привязанностям, как и следовало ожидать. Впрочем, он не когда не покидал прежних, а по бесхарактерности как — то ухитрялся и тут и там. На сколько мог понять из того, что мне известно, личная жизнь Нины не удалась совершенно.
А цена? Кажется, еще хуже… бралась она все за большие роли, но играла грубо, бесвкусно, с завываниями, с резкими жестами»
Путь Нины связан с отказом от прежних младенчески-эгоцентрических притязаний: «Я теперь знаю, понимаю Костя, что в нашем деле — все равно, играем ли мы на сцене или пишем — главное не слово, не блеск, не то, о чем я мечтала, а умение терпеть. Умей нести свой крест и веруй. В финале Нина возвращается туда, откуда начался ее путь к «славе». Последний диалог Нины и Константина — это не шквал взаимных обвинений, а предложение помощи, которую Нина не приняла, не смогла принять.
Вдумайтесь в ее слова во время последнего разговора с Треплевым: «Зачем вы говорите, что целовали землю, по которой я ходила? Меня надо убить». В этих словах суд героини над собой, над своей прежней сущностью, погоней за славой: и не только это — Нина ощущает и свою «вину» перед Треплевым.
Она судит себя на глазах единственного человека, который ее действительно любил. Еще в начале пьесы в уста Нины Чехов вложил монолог Мировой Души, который сделался ее судьбой.
Как видим, трегоринский сюжет для небольшого рассказа проверяется жизнью. Победа Нины, фиаско Тригорина, пьяное крушение Треплева. Финал открыт в саму жизнь, в историческое завтра, а в нем отсутствует рецептурное решение. Не «развязка», а скорее начало нового отрезка пути — таков обычный финал чеховских произведений. «Какова-то будет эта жизнь?». «Что будет дальше, не знаю» «Поживем — увидим»
Треплев, Нина и Тригорин разорванный треугольник