Три цикла средневековых рыцарских романов
Романы Бритонского цикла — Артуровы легенды, впервые легенды о короле Артуре. Но литературное оформление Артур получает во французской литературе. Появляется идея круглого стола — образец культуры рыцарства. Артур — реальное лицо, предводитель бриттов, в V-VI вв. отступавших в Уэльс под натиском германских племен англов, саксов и ютов. В романах Артур предстает как самый могущественный король Европы, только при его дворе герой может стать подлинным рыцарем. Наиболее совершенные рыцари короля Артура объединены названием рыцари Круглого
Это равенство нарушалось лишь в сюжетах рыцарских романов, т. к. один из рыцарей Круглого стола всегда оказывался самым смелым, сильным, галантным — образцов всех рыцарских добродетелей, воплощением рыцарского идеала.
Кретьен де Труа — закладывает основы рыцарского романа. «Персеваль или Повесть о Граале» — это последний роман писателя, работу над которым очевидно прервала его смерть. Слово «Грааль», очевидно, кельтского происхождения и первоначально обозначало некий амулет, предохранявший воинов от гибели во время битвы.
Персиваль — это рыцарь, главным поиском которого является поиск грааля. В первую очередь это поиск духовный, прохождение через испытания.
Легенда о Тристане и Изольде имеет специфическую историю. Герои связаны с британскими островами, но истоки легенды во Франции у Детруа, Беруля. Благодаря им появились английские, немецкие версии о Тристане и Изольде. Но первичные обработки легенды о Тристане и Изольде не дошли до нас.
Есть только реконструкции.
Роман «Тристан и Изольда» — не совсем традиционный рыцарский роман. Романы архаичны и опережают романы Бритонского цикла. Это история любви, одна из первых в своем роде.
Тристан и Изольда не могут уйти от своих чувств — в этом и архаичность. Но само чувство мотивировано испитием любовного напитка — это был не злой умысел, это случайно случилось, что породило страсть между главными героями. Здесь мы видим мифологические мотивы. Далее классические примеры влюбленности. Все герои — рыцарский идеал, каждый понимает друг друга.
Король Марк не зол — он видит, как герои сгорают от страсти.
Цикл романов о Тристане и Изольде стоит несколько особняком среди других средневековых романов. В основе легенды лежат, вероятно, какие-то исторические события VIв.
Произведение написано по иной модели, чем типичные рыцарские романы, в нем есть лишь элементы конструкции «романа дороги», почти не представлены куртуазные правила любви, есть несколько очень древних элементов. Таково начало романа: король Марк под давлением придворных дает согласие на женитьбу. Но женится он не хочет.
В зал влетает птица и роняет из клюва золотой волос. Король отправляет своих приближенных на поиски девушки с такими волосами — только на ней он женится. Это очень древний мотив, в котором нет ни тени намека на куртуазное понимание любви.
На поиски девушки отправляется и племянник Марка Тристан, по дороге сражается с драконом. Его, раненного, отравленного ядом из языка дракона, потерявшего сознание, находит и излечивает Изольда, Тристан испытывает сильное чувство — предвестник большой любви. Возникает моральный конфликт: как вассал Марка, Тристан должен доставить девушку королю, а как человек он испытывает к ней привязанность, которая неминуемо должна перерасти в любовь.
Вот здесь и сказывается гениальность неизвестного автора. Очевидно, он сам раздираем противоречием: как человек 12 века, он защищает принципы вассальной верности, святости феодального брака и одновременно хочет воспеть силу любви, которая, согласно куртуазной концепции возникает вне барака. Как выйти из этого противоречия? И писатель находит свой, авторский способ разрешения конфликта: он соединяет легенду любви Тристана и Изольды с легендой о волшебном напитке.
Во время возвращения на корабле из Ирландии в Британию молодые герои случайно выпивают любовный напиток, изготовленный служанкой Изольды, желавшей помочь своей хозяйке и Марку преодолеть отчуждение и испытать в браке любовь, которую никакой силой нельзя разрушить. Теперь любовь Тристана и Изольды, зародившаяся с первого взгляда героев друг на друга, вспыхивает как непреодолимая страсть. Мотив любовного напитка позволяет автору снять все моральные обвинения по отношению к Тристану и Изольде даже после того, как она вышла замуж за короля Марка, и, напротив, в самом неприглядном свете представить доносчиков — придворных, мешающих влюбленным, и, в конечном счете, ставших одной из причин их гибели.
Автор создает роман о несчастной любви, которая тем не менее сильнее смерти. Эта тема станет одной из самых плодотворных сюжетных схем в литературе.
Три цикла средневековых рыцарских романов