Три портрета. Рассказ

Впервые рассказ «Три портрета» был опубликован в 1846 году на страницах знаменитого «Петербургского сборника» Некрасова.

С первых же строк возникает непроизвольная ассоциация с миром пушкинской поэзии. «Три портрета» — семейное предание о нравах далекой старины. «Деревенька», описанная в начале, напоминает ту, «где скучал Онегин». Тургенев прямо цитирует пушкинский роман, говоря о рассказчике: «Он был рожден «для жизни мирной, для деревенской тишины».

«Три портрета», рассказ г. Тургенева, при ловком

и живом изложении имеет всю заманчивость не повести, а скорее воспоминаний о добром старом времени,- писал Белинский в рецензии на «Петербургский сборник».- К нему шел бы эпиграф: Дела давно минувших дней…

. По словам Белинского, рассказ «Три портрета» свидетельствует о том, что Тургенев «и в прозе нашел свою настоящую дорогу» .

Современная критика не была единодушна в своих отзывах о новом произведении Тургенева. Отмечалось «прямое» влияние Лермонтова, когда речь шла о герое рассказа Василии Лучинове.

Одно из наиболее интересных и значительных суждений о «Трех портретах» принадлежит

Ан. Григорьеву, критику, который с пристальным вниманием относился к творчеству Тургенева. Ап.

Григорьев чутко уловил особый интерес писателя к людям XVIII века, к той поре русской жизни, когда формировались сильные личности, героические характеры. «…Рассказ г. Тургенева «Три портрета»… в высшей степени художественный, в котором впервые в нашей литературе является одно из тех чудных лиц XVIII века, из тех героев своего времени, которые носили в душе семена того же пресыщения жизнью, как и наши, с тем только различием, что они были величавее, ослепительнее наших…» . Этот отзыв Ап. Григорьева относится к 1846 году. Но и позднее, через тринадцать лет, критик, вновь обращаясь к «Трем портретам», писал о герое рассказа: «Василию Лучинову Тургенева я придаю особенную важность потому, что в этом лице старый тип Дон-Жуана, Ловласа и т. д. принял впервые… русские, оригинальные формы. Здесь Аи. Григорьев точно выразил редкую способность Тургенева художника воплощать в русские формы общечеловеческие типы и страсти.

В новости легко прочитываются семейные предания рода Лутовиновых. С именем деда Тургенева по материнской линии, Петра Ивановича Лутовинова, известного своим жестоким и крутым правом, связаны страшные и зловещие истории

Стр.328. Зачичкало — то есть съежилось, похудело, спало с тела ; слово орловского и курского диалектов.

Стр. 329 …»по строгим правилам искусства»…- неточная цитата из «Евгения Онегина» .

Разговоры имеют свои судьбы — как книги…- Перифраза известного латинского изречения: книги имеют свою судьбу.

Живописец изобразил его в кафтане алого цвета…- Сохранилось воспоминание современника Тургенева, М. А. Щепкина, свидетельствующее о документальности, подлинности описания этого «фамильного» портрета в рассказе. Почти точно такой же портрет висел в столовой родового имения писателя, в Спасском: «На нем был изображен мужчина в зеленом камзоле екатерининских времен, обшитом галуном, в трехугольной шляпе. Портрет был проколот, по-видимому, шпагой, как раз на месте сердца изображенного мужчины.

Нетрудно было узнать в этом портрете прототип картины, описапной Тургеневым в одной из его повестей — «Три портрета». Предание, вполне схожее с содержанием тургеневской довести, долго держалось среди старых дворовых» .

…русские девицы начали почитывать романы вроде Похождений маркиза Глаголя… Алексея, или Хижины в лесу.- Тургенев называет популярные в России в конце XVIII и начало XIX вв. романы Прево и Ф.-Г. Дюк-ре-Дюминиля в переводе с французского. Это — «Записки и приключения маркиза Г., или Жизнь благородного человека, оставившего свет», соч. аббата Прево, СПб., 1756-1761 , романы Дюкре-Дюминиля «Лолотта и Фанфан…» и «Алексис, или Домик в лесу…» .

Мужчины на свете//Как мухи к нам льнут…- В начале прошлого века большой популярностью в России пользовалась опера немецкого композитора Кауэра, известная в переделке Н. С. Краснопольского под названием «Леста, днепровская русалка». По словам историка русского театра, «у барынь и барышень из мелкого чиновничьего быта не сходила с клави-корд ария Лиды «Мужчины на свете как мухи к нам льнут»» .

…в ее время об эмигрантах не было еще и помина.- После революции 1789-1793 гг. началась эмиграция французской аристократии в страны Европы. Русские дворяне приглашали французских эмигрантов в учителя и гувернеры.

…»быстрее быстрой лани…»- неточно процитированная строка из поэмы Лермонтова «Беглец» .




Три портрета. Рассказ