Трудным и сложным был путь Анны Ахматовой

Начав с акмеизма, но оказавшись уже и тогда значительно шире этого довольно узкого направления, она пришла в течение своей долгой и напряженно прожитой жизни к реалистичности и историзму. Титулованная когда-то званием «Сафо XX столетия», она действительно вписала в великую Книгу Любви новые страницы. Ее главным достижением и ее индивидуальным художественным открытием была прежде всего любовная лирика.

Могучие страсти, бушующие в сжатых до алмазной твердости ахматовских любовных миниатюрах, всегда изображались ею с величайшей психологической

глубиной и точностью.

В этом несравненном психологизме постоянно напряженного и драматического чувства она была прямой и достойнейшей наследницей великой русской классической литературы. Недаром так часто оглядывалась она на творения великих русских мастеров — от Пушкина до Блока. Не прошла Ахматова и мимо психологической прозы Гоголя, Достоевского, Толстого… Многообразно разветвленные традиции и влияния западных и восточных литератур также вошли в своеобразный ахматовский стих, упрочив и укрепив его общечеловеческую культурную основу.

А. Твардовский верно писал, что лирика Ахматовой

— это меньше всего так называемая дамская, или женская, поэзия. Даже в ранних книгах поэтессы мы видим всеобщность изображенного переживания, а это первый признак подлинного, большого и высокого искусства. Любовный роман, драматически, страстно и всегда неожиданно развертывавшийся во всех ее книгах, по-своему запечатлел взаимоотношения любящих сердец определенной эпохи.

При всей общечеловечности и вечности самого чувства, оно всегда инструментовано у Ахматовой с помощью звучащих голосов конкретного времени: интонации, жесты, синтаксис, словарь — все говорит нам об определенных людях определенного дня и часа. Эта художническая точность в передаче самого воздуха времени, бывшая первоначально природным свойством таланта, затем, на протяжении долгих десятилетий, целенаправленно и трудолюбиво отшлифовывалась до степени того подлинного, сознательного историзма, который поражает всех читающих и как бы заново открывающих для себя позднюю Ахматову-автора «Поэмы без героя» и многих других стихов, воссоздающих и со свободной точностью перемежающих различные исторические эпохи. Поэзия Ахматовой — неотъемлемая часть современной русской, и мировой культуры.

Летят года…

Летит года, как междометья, Как паутина по стерне. Сафо двадцатого столетья Однажды говорила мне: Не скроешься. Поэты голы.

Всем, чем богаты и бедны, Их мысли, души и глаголы До основания видны. И вывод следовал курсивом Без разделенья запятой: Поэт обязан быть красивым Нестыдной правды наготой. Что открывается поэтам Нельзя не согласиться с тем, Нас обнадеживает в этом Идущий век стеклянных стен.

Где ничего не скроешь боле И, словно ветошь, сбросив ложь, Утраченную, поневоле Святую правду обретешь. Михаил Дудин


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Трудным и сложным был путь Анны Ахматовой