«Турандот» Гоцци
«Турандот» занимает особое место в творчестве Гоцци. В этой фьябе нет фантастики, события происходят в условном сказочном Китае, в основе сюжета — история сватанья к мудрой принцессе, которая загадывает женихам трудные загадки. В сказке Гоцци сами загадки отсутствуют, они отданы импровизаторам.
Самое главное в «Турандот» — поединок мужчины и женщины, столкновенье любящего и холодного сердец, в котором по закону сказки и комедии побеждают любовь и мир.
Драматург сосредоточил внимание на правде характеров и истине страстей,
Драматическая и судьба Адельмы, когда-то царевны,
Объединение смешного и лирического, мимолетного и вечного является особенностью фьябы Гоцци, что ярко проявилось в «Турандот».
В Италии XIX ст. Гоцци был почти забыт, значительным был его успех в Германии, где «Турандот» на немецкий язык перевел Й. К. Ф. Шиллер, почитателем и учеником Гоцци считал себя Э. Т. А. Гофман. В Италии Гоцци «возродился» в XX ст., когда в 1925 г. состоялась премьера оперы Дж.
Пуччини «Турандот». Сейчас полемика К. Гольдони и Гоцци оценивается объективно, художественные системы обоих драматургов рассматриваются как антагонистические и вместе с тем как такие, что дополняют друг друга, представляют итальянское XVIII ст. в разнообразии его литературных направлений, среди которых просветительский реализм Гольдони и традиции позднего барокко с элементами доромантизма, характерными для творчества Гоцци.
«Турандот» Гоцци