Твардовский, Анализ произведения Василий Теркин, План

Анализ произведения

«Василия Теркина» по праву считают одним из самых значи­тельных произведений литературы второй половины XX века.

Поэма состоит из двадцати девяти глав. Каждая глава является самостоятельным произведением. В книге встречается много ли­рических отступлений.

Ее содержание и форма близки к народ­ным. Она представляет собой сплав жанров лирики и эпоса. В ней есть все: юмор и патетика, зарисовки фронтового быта и герои­ческих сражений, непринужденная шутка и трагизм, высокое ораторство и народный язык. Это

не поэма, а народная книга.

Твардовский придумал всеобщий жанр и назвал его «книга про бойца». Темой данного произведения является война. Автор пока­зывает ее от начала до конца.

За скупыми строками виден образ автора. Мы узнаем о нем из лирических отступлений и понимаем, что он очень любит своего героя. Произведение носит высокий идейный смысл. Близость к народному поэтическому языку, простота — все это делает поэму подлинно народным произведением.

Не только бойцам на войне стало тепло от этих стихов, но и сейчас, спустя годы, они излучают неиссякаемую теплоту человечности.

Характер Василия раскрывается

постепенно. На протяжении всей книги автор показывает Теркина с разных сторон. Герой про­являет настоящее мужество и смелость в главе «Переправа».

Описывая происходящее на войне, автор подчеркивает, что солдаты — не герои от рождения, они — молодые ребята. Неко­торые участвуют в военных событиях впервые, но на их лицах героизм. Автор подчеркивает, что подвиг этих молодых солдат является продолжением подвигов их отцов и дедов — воинов про­шлых столетий.

Об участии Теркина в войне автор рассказывает в полушутливой форме. Он рассказывает про мечты Теркина о возвращении домой. Теркин мечтает о наградах, но проявляет скромность «нет, мне ордена не надо, я согласен на медаль». Он хочет произвести впечатление на девушек:

…И девчонки на вечерке Позабыли б всех ребят,

Только слушали б девчонки,

Как ремни на мне скрипят.

В этой сцене Теркин выглядит жизнерадостным и простым. Но автор сменяет строки, полные юмора, на строки с описани­ем страшного боя:

Страшный бой идет кровавый,

Смертный бой не ради славы —

Ради жизни на земле.

Этим автор показывает, что путь к счастью проходит через борьбу, единство судьбы народа с судьбой страны, и что счастье отдельного человека невозможно без счастья его народа. Теркин умеет поднять настроение солдат, он добивается того, чтобы они взглянули на мир другими глазами.

Два танкиста в память об убитом командире дарят Теркину гармонь. Теркин играет веселую мелодию, и солдаты начинают плясать.

Используя бытовые детали, автор раскрывает сложные по­нятия:

Потерять кисет с махоркой,

Если некому пошить —

Я не спорю — тоже горько,

Тяжело, но можно жить,

Пережить беду-проруху,

В кулаке держать табак.

Но Россию, мать-старуху,

Нам терять нельзя никак.

Твардовский рассказывает и о любви. Бойцы с нежностью вспо­минают своих матерей, жен, девушек, которые ждут их возвра­щения.

Автор сетует на то, что Теркина на войну никто не прово­жал, но надеется на то, что его полюбит какая-нибудь девушка.

К своему герою автор относится с любовью. В стихотворной форме выражается уверенность, что благодаря мужеству, силе и отважности таких солдат, как Василий Теркин, победа будет на нашей стороне.

Подводя итоги, автор ярко и понятно обозначает свою цель:

Я мечтал о сущем чуде:

Чтоб от выдумки моей

На войне живущим людям Было,

Может быть, теплей.

План 1. Монолог героя поэмы. 2. Переправа. 3. Раненый Теркин попадает в медсанбат. 4. Рассуждение героя о возвращении домой. 5. Сопоставление героя поэмы с ветераном прошлой войны.

6. Бой Теркина с немцем. 7. Теркин сбивает из винтовки самолет и получает за это орден. 8. Бой. 9. Мечты героя об отдыхе. 10.

Взвод переходит в наступление. 11. Разговор со смертью.

12. Встреча со стариком и старухой. 13. Дорога на Берлин. 14.

Прощание с героем произведения.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Твардовский, Анализ произведения Василий Теркин, План