Тютчев, «Еще земли печален вид…», «Эти бедные селенья…». Какие особенности изображения пейзажа вы смогли бы выделить, анализируя эти стихотворе­ния?

Какие особенности изображения пейзажа вы смогли бы выделить, анализируя эти стихотворе­ния?

Прием олицетворения природы являет­ся одним из основных в ее изображении. Этому подчинены эпитеты, метафоры. В стихо­творении «Как сладко дремлет сад темно­зеленый…» особенно ярко ощущается стремление показать слияние земного и небесного в ночном пейзаже, его видимых и слышимых нюансах. Особую роль здесь играет образ гула, непостижимого, чудно­го, просыпающегося тогда, когда мир зем­ной уснул и на него «спустилася завеса».

Природу

этого гула стремится объяснить сам Тютчев, исходя из своих пантеистиче­ских воззрений, но, подчеркивая мистич­ность, таинственность его возникновения, ставит на этой версии знак вопроса.

Иль смертных дум, освобожденных сном,

Мир бестелесный, слышный, но незримый,

Теперь роится в хаосе ночном?

Как влияет природа на настроения, мысли и чувства лирического героя? Какие художественные средства выбирает поэт, чтобы передать их в стихах?

Настроение, чувства и мысли лириче­ского героя, как правило, сливаются с со­стоянием природы. В этом отношении ха­рактерно стихотворение «Еще земли пе­чален

вид…», посвященное весеннему обновлению природы, которая еще не про­снулась, но, почувствовав, что «воздух уж весною дышит», «ей невольно улыбну­лась». Во второй части стихотворения по­казано, как близкие чувства испытывает человеческая душа, пробуждается после сна к жизни, к любви.

Метафоры красочно передают состояние возрожденного при­ближением весны человека.

Влияние смены картин природы, дня и ночи на душевное состояние человека пе­редано в стихотворении «День и ночь», которое построено по принципу антитезы. Противопоставлены две части стихотворе­ния: первая рисует благодатную картину дня; «День — сей блистательный по­кров», наброшенный «на мир таинствен­ный духов», «друг человеков и богов». Днем наступает исцеление души. Вторая часть содержит противопоставление ночи дню.

Ночь срывает благодатный покров с мира рокового, душа испытывает страх, оказавшись перед обнаженной бездной. Итак, в стихотворении использованы для слияния настроения человека с картина­ми природы и передачи ощущения их воз­действия на него две параллельные анти­тезы — день и ночь и «души болящей исцеленье» и бездна страха.

И еще один важный мотив, связанный с родной природой, — мотив любви к ней, даже если это убогая картина бедного се­ления. При созерцании этой картины поэт противо­поставляет свой взгляд «гордому взору иноплеменному». «Край родной долготер­пения», «край… русского народа» имеет божественное значение, ибо он благослов­лен Царем Небесным.

Какой эмоциональный отклик вызывают у вас стихи Тютчева о природе?

Просветляют, пробуждают вниматель­ное отношение к деталям, настраивают на философские раздумья о жизни, смерти, смене картин мира. Эмоциональный от­клик соответствует той картине природы, которую нарисовал Тютчев в том или ином стихотворении.




Тютчев, «Еще земли печален вид…», «Эти бедные селенья…». Какие особенности изображения пейзажа вы смогли бы выделить, анализируя эти стихотворе­ния?