Тютчев — крупней­ший поэт-философ

Среди лириков XIX века Тютчев по праву считается крупней­шим поэтом-философом. «Философская поэзия»;, «поэзия мысли»; — такие определения утвердились за его творчеством. Но далеко не сразу Тютчев занял свое место в пантеоне русской поэзии. Первые стихотворения Тютчева появились в печати в конце 1820-х — на­чале 1830-х годов в различных русских журналах и были по досто­инству оценены современниками. Высокую оценку им дали Жуков­ский, Пушкин, Вяземский.

Самая большая подборка стихов Тютчева была напечатана Пушкиным в его «Современнике»;

в 1836 году. Молодой поэт, находившийся в то время в Германии, где он изучал философию и увлекался учением Ф. Шеллинга, прислал в Россию 69 стихотворений, из которых Пушкин опубликовал 24. Среди отобранных Пушкиным для печати стихотворений были та­кие шедевры, как «Фонтан»;, «Не то, что мните вы, природа…»;, «Ци­церон»;, «Последний катаклизм»;, «Весенние воды»; и другие. В жур­нале они были озаглавлены как «стихи, присланные из Германии»;.

Но читатели почти не заметили творчество неизвестного автора, укрывшегося за подписью «Ф. Т.»;. Лишь после возвращения в Рос­сию Тютчев оказался

в поле зрения читателей и критики. Поэтиче­ская известность пришла к нему после публикации в 1850 году ста­тьи Некрасова «Русские второстепенные поэты»;, где те самые 24 стихотворения, опубликованные еще Пушкиным, автор статьи оце­нивал как «блестящие явления в области русской поэзии»;. По ини­циативе Некрасова в 1854 году Тютчев издал собрание стихотворе­ний, куда вошли уже 92 стихотворения, заслужившие высочайшую оценку Н. Г. Чернышевского, Добролюбова, Дружинина, А. А. Фета, К. С. Аксакова и Ап.

Григорьева. К поэту пришла поздняя, но за­служенная слава, но она оказалась недолгой. В ожесточенных идейных спорах эпохи его лирика, с философских позиций подхо­дившая к проблемам современности, казалась не актуальной.

Сборник 1868 года уже не вызвал особого интереса, и на долгое время Тютчев был забыт.

Его второе рождение и настоящее открытие произошло на рубе­же XIX-XX веков, когда философская лирика Тютчева и его особая художественная система оказались родственны поэзии «серебряно­го века»;. Символисты признали его своим учителем, специальные работы о его творчестве писали Д. С. Мережковский, К. Д. Бальмонт, В. C. Соловьев. За ним укрепилась слава философа-мистика, «ноч­ной души»; русской поэзии, а творчество Тютчева было поставлено в один ряд с величайшими завоеваниями русской лирики.




Тютчев — крупней­ший поэт-философ