«У Пушкина всякое чувство еще прекрасно как чувство изящное. Это не просто чувство человека, но чувство человека-художника, человека-артиста»

1. Губительный яд живого существа. 2. Смертельное дыхание анчара. 3. Возможный выход из ситуации.

Воспоминание — это единственный рай, из которого мы не можем быть изгнаны. Ж. Поль

Поэтическое творчество А. С. Пушкина знакомо нам с детства. Но это в основном его знаменитые сказки, в которых добро непременно побеждает зло. В школе же мы знакомимся с новыми гранями таланта этой уникальной личности.

Он не только поэт, способный уловить мельчайшие оттенки человеческого чувства, но и писатель, обращающийся к разным этапам нашей истории

и показывающий взаимоотношение людей в этот период. Также в его наследии сочетаются два начала: романтическое и реалистическое. Он постепенно переходит от одной концепции восприятия мира к другой.

Но есть одно качество, которое характерно как для его поэтического, так и прозаического начала, как для романтиков, так и реалистов. Это особый дар художника слова, умеющего запечатлевать в артистическом полотне оттенки чувств и мимолетные мгновения.

В. Г. Белинский верно замечал, что в стихотворениях поэта перед нами предстает человек-артист. Он своей игрой погружает нас в новый мир, способный перевернуть наше представление

о жизни. С каждым новым словом мы входим в волшебный мир, который до этого был для нас закрыт.

Но мы смогли найти в нем то, что нам тоже близко. Эта связующая ниточка проходит через образы, слова и красочные картины описания жизни.

Поэт через определенные черты и образы передает нам свое душевное состояние. Одним из элементов его творчества является размышление о жизни. На сколько человек может сам управлять своей судьбой, или она целиком во власти другого?

Стихотворение, в котором решаются вопросы бытия, называется «Анчар». В качестве главного героя в произведении выступает растение. Лирический герой правдоподобно и реалистично описывает ту атмосферу, в которой оно «живет».

В пустыне чахлой и скупой,

На почве, зноем раскаленной,

Анчар, как грозный часовой,

Стоит — один во всей вселенной.

Можно, сказать, что его окружает мертвая природа. Но от этой угнетающей обстановки лирический герой переходит к большому обобщению — вселенной. Она также пуста и бесконечна, как пустыня в стихотворении.

Она не может принести благотворного влияния: все в ней дышит зноем. Однако в ней есть живое существо, хоть и растение, которое является неотъемлемой частью вселенной. Лирический герой сравнивает его с часовым и довольно-таки грозным.

То есть он не просто затерялся в этом огромном мире. У него есть определенные стремления в жизни. Он твердо знает свое дело, службу и несет ее на своих плечах, несмотря на то что никто вокруг не помогает ему не только делом, но и словом.

В следующих строках лирический герой еще более сгущает краски. Свое дитя пустыня породила в день гнева. Природа жаждала появления на свет такого неоднозначного, но родного ей существа. Однако оно приобретает страшные очертания.

В этом проявляется мастерство А. С. Пушкина-художника. Он смог в нескольких строках создать весьма контрастную картину. Зеленый цвет всегда являлся признаком жизни.

Он показывал, что все еще впереди и все возможно. Но под пером поэта такой жизнерадостный оттенок наполняется новым содержанием. И мы совершенно не видим в нем будущего.

Наоборот, он несет в себе смерть. Но это не просто прекращение жизни, а яд, который наполняет все существо анчара. И перед нами невольно предстает изображение человека, полного таким ядом. Он может быть любым. Это в данном случае не важно.

Имеет смысл другой оттенок, то есть то, что в таком человеке не остается ничего хорошего. При этом страшно то, что он не может найти помощи в своем окружении. Ведь вокруг него голая пустыня в прямом и переносном значении этого слова.

Природа жаждущих степей

Его в день гнева породила

И зелень мертвую ветвей

И корни ядом напоила.

Но такой отравы в человеке и растении настолько много, что они выплескивают ее. Однако яд пока не может принести никому вреда, так как анчар — одинокий грозный во всей вселенной. Но отрава настолько переполняет его, что в скором времени выплескивается и превращается в смолу.

Яд каплет сквозь его кору,

К полудню растопясь от зною,

И застывает ввечеру

Густой прозрачною смолою.

Но это не привлекает, а наоборот, отталкивает от него тех, кто мог бы помочь ему и разомкнуть порочный круг одиночества. Но, кажется, он сам не хочет этого. Такое противоречие в период написания стихотворения было и в самом поэте.

По замечаниям исследователей, к 1825 году А. С. Пушкин был уже не в ладах с императором. При этом каждый раз старался его задеть и Ф. В. Булгарин. И поэт понимает в тот период, что один, как этот анчар, он бессилен не только перед людьми с их кознями, но и перед самой вселенной.

И он в какой-то степени замыкается. Так и анчар не подпускает к себе никого: ни птицу, ни тигра.

Но лирический герой все же подпускает к такому ядовитому растению одного персонажа. Это черный вихор. А. С. Пушкин умело использует цветовую гамму. Так как в одном слове дает нам понять, каково существо того, кто смог приблизиться к анчару.

Он, вероятно, способен принести ему спасение, но мастерская кисть художника предупреждает нас о том, что здесь не может быть никакого шанса на спасение.

К нему и птица не летит

И тигр нейдет — лишь вихорь черный

На древо смерти набежит

И мчится прочь, уже тлетворный.

Ведь дерево смерти способно приносить только разрушение, оно не может помочь никому в несчастье. И лирический герой подчеркивает это. И все, кто прикасаются к ужасному дереву, напитываются его ядом.

Никто: ни вихор, ни дождь не могут наполнить его свежим дыханием, способным вдохнуть в него жизнь.

И если туча оросит,

Блуждая, лист его дремучий,

С его ветвей, уж ядовит,

Стекает дождь в песок горючий.

В следующих строках лирический герой возвращается из пустыни в мир людей. И они оказываются не менее жестокими, чем сама безжалостная пустынная природа, интересно, как описывает поэт-художник портрет человека. Для этого он использует всего лишь одно слово «властный».

И нам сразу понятно, что другого выхода у посыльного не было и быть не может. Ему пришлось отправиться к отравленному растению. Но в описании этого путешествия снова вторгается артистичная манера письма А. С. Пушкина. Заметим, что все, кто прикасался к растению — вихор и дождь — наполнялись его отрицательными качествами. Но только одному человеку удалось вернуться живым от этого страшного растения.

Так поэт заинтриговывает нас, но в то же время показывает, что есть шанс остаться самим собой даже в том случае, если приходится сталкиваться с большими трудностями.

Но человека человек

Послал к анчару властным взглядом:

И тот послушно в путь потек

И к утру возвратился с ядом.

Но в следующих строках мы видим, что и могучий организм раба не справился с недугом. Жалкое пустынное растение все же смогло убить этого смелого человека. Поэт снова через определенные образы запечатлевает все оттенки своего душевного смятения в тот период.

Он весьма подробно описывает гибель храбреца, показывая нам тем самым, что можно бороться и противостоять такому коварному и хитрому врагу.

Принес он смертную смолу

Да ветвь с увядшими листами,

И пот по бледному челу

Струился хладными ручьями;

Принес — и ослабел и лег

Под сводом шалаша на лыки,

И умер бедный раб у ног

Непобедимого владыки.

Но смерть одного не остановила владыку. Он вынес яд за свои пределы и стал приносить горе и несчастье соседям.

А князь тем ядом напитал

Свои послушливые стрелы

И с ними гибель разослал

К соседям в чуждые пределы.

Таким образом поэт показывает нам, что все его стремления оказываются напрасными. Он не прямо говорит о тех, кто его губит. Для этого он использует поэтические образы, способные сказать намного больше о том, что таится в его душе. И мы понимаем этот художественный язык поэта. Ядовитое дерево приносит горе всем, кто к нему прикасается.

Это ли не неподходящий и образный символ, способный нам только своим очертанием рассказать о многом. Но, несмотря на такие тональности, в душе лирического героя все равно остается надежда, что все не так уж печально. Ведь если в жизни один человек смог описать и осудить такие поступки, то есть еще шанс на спасение.

Тем более, когда этому способствует мастерская кисть великого артиста и художника слова.




«У Пушкина всякое чувство еще прекрасно как чувство изящное. Это не просто чувство человека, но чувство человека-художника, человека-артиста»