Учитель-личность

Современный учитель это человек, имеющий нравственный стержень, человек, не боящийся ошибаться, умеющий признавать и исправлять свои ошибки. Его главное качество — открытость. Школа — это не место, где предоставляют образовательные услуги.

Школа — это храм знаний, где влияют на умы и души. Учитель помогает войти в этот храм и дает возможность прикоснуться к фундаментальным камням науки и ощутить восторг от маленького собственного открытия. «Скажи мне, какие книжки ты читал в детстве, и я скажу, кем ты станешь, когда вырастешь!»-

гласит одна из педагогических мудростей. В 14 лет мне в руки попалась «Педагогическая поэма» А. С. Макаренко, которую я прочитала залпом. Выбор был сделан: «Буду учителем!» Как много надо знать, чтобы окрылить неуверенных, угомонить непоседливых, утолить жажду познания любознательных! Смогу ли?

В институте нам часто говорили: «Только личность может воспитать личность!» Как начинался мой поход в Учительство? Во втором классе на общешкольной линейке мне вручали мой первый Похвальный лист. Любимая учительница Людмила Александровна предложила после получения награды громко сказать: » Я обещаю и впредь

так учиться!» Слово «впредь» было мне непонятно и резало ухо, и я промолчала. «Людочка, почему же ты ничего не сказала?»- спросила учительница. На что я ответила, что никогда не говорю того, чего недопонимаю. Возможно с подобных поступков, начинается становление личности человека.

На Похвальном листе были напечатаны слова: «Если я знаю, что знаю мало, я добьюсь того, чтобы знать больше!» Эти слова врезались мне в память, и поныне я ими руководствуюсь. Общеизвестно, что в основе любой науки лежит человеческая способность удивляться. Если нет интереса, и жажда знаний не обуревает ученика, то часто на уроках негуманитарного цикла «ум ржавеет от неупотребления, а не от перегрузок», а физика и математика становятся скучнейшими из предметов. «Любите ли вы физику и математику, как люблю ее я?», — «Если нет, то на сегодняшнем уроке я попытаюсь вам помочь изменить свое отношение к этим предметам!»,- так начался урок в 9 классе «Что такое красивая задача?» » Что общего у радужной окраски мыльного пузыря, солнечного дня, крика петуха и цунами?». Оцепенение снимает ученица, способная критично мыслить и систематизировать информацию. За что и получает Настольный орден умника.

Тон задан. Желание искать ответы на нестандартные вопросы пробуждается у большинства. Пройти за 45 минут урока весь путь познания и впитать в себя опыт, накопленный человечеством — вот радость, которую можно предложить испытать юному человеку. Если бы я писала Манифест педагога, то, наверное, включила бы в него такие строки: Учитель, береги своих учеников, старайся облегчить их учебный труд; Учитель, научи ученика быть счастливым, здесь и сейчас, на своем уроке. Ведь счастье — это не застывшее мгновение.

Это процесс преодоления своих несовершенств, который завершается успехом. Учитель, научи ученика так, чтобы было потом, у кого учиться! Выработка личностного отношения к знаниям один из путей формирования неформальных знаний. Именно люди с такими знаниями, смогут выжить в условиях техногенных катастроф, найти пути решения глобальных проблем человечества. Современное общество находится на стадии формирования нравственного идеала.

Благодатный материал для этого дает использование историзма на уроках и внеурочное время. В юности почти каждый человек стремится подражать кому-то, желая стать личностью. Что же такое личность?- На эти вопросы мы пытались ответить на интегрированном уроке «Наука и нравственность».

Внимательно слушали все послание апостола Павла коринфянам: » Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая, или кимвал звучащий. Если я имею дар пророчества и знаю все тайны и имею всякое познание и всю веру так, что могу и горы переставлять, а не имею любви,- то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею — нет мне в том никакой пользы.

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается. Не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, сего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.».

Разработка этого урока сильно повлияла не только на учен Иков, но и на меня. Были и физические опыты, и доклады, и музыка, и море эмоций. У девочки Наташи наладились отношения с мамой, когда она готовила выступление об ученом П. Л Капице и читала его письма к маме.

В книге «П. Л Капица» физик Н. Н. Семенов вспоминает о наставлении А. Ф. Иоффе : «В общении с учеником будь прост, демократичен, принципиален. Радуйся и поддерживай его, если он прав, сумей убедить научными аргументами, если не прав. Заинтересуй ученика, дай возможность максимально проявить инициативу». Этой позиции я придерживаюсь в отношениях с учениками.

Слова Иоффе укрепили мою уверенность в том, что личность может воспитать только открытая личность, желающая делиться своими идеями, не боящаяся ошибаться, признавать свои ошибки и исправлять их. Ведь без ошибок жизнь — не жизнь, а скука! Костер души свечным огарком станет вдруг.

Мир потускнеет, а душа остынет. Ну-ка, Совсем не нужным станет близкий друг? Успешный человек в обществе и семье — это идеал учителя, которому захочет подражать современная молодежь!




Учитель-личность