Украинская народная сказка «О жар-птице и волке»
Цель: углубить знания учеников о фантастических сказках; вырабатывать умение воссоздавать в воображении необыкновенные художественные картины; формировать навыки выразительного чтения сказки, делать авансы детям к объяснению личного восприятия и толкования сказки: учить детей различать добро и зло как в сказках, так и в жизни, воспитывать их гуманистами, духовно богатыми людьми.
Оборудование: Иллюстрации из серии «В мире сказок»; рисунки учеников к сказке «О жар-птице и волке»; сборник «Украинские народные сказки».
Тип
Сказка учит — как на свете жить. Народная мудрость
Ход урока.
I. Актуализация опорных знаний по схеме.
Сказки о животных 1. 2. 3. |
Волшебные сказки 1.
2.3.
Бытовые сказки 1. 2. 3. |
Героика — фантастические сказки
1.
2.
3.
Четыре ученика возле доски записывают в схему названия сказок», которые они выучили в 4- 5-х классах, и расписывают их по группам.
II. Сообщение Темы, Цели И Задач Урока. Мотивация учебной деятельности
Дети, из предыдущих уроков мы с вами узнали, что сказка выражает общественный опыт людей. В ней противопоставляется добро и зло, отображаются наилучшие черты нашего национального характера.
О каких сказках я говорю? . А к какой группе принадлежат эти сказки? . А если в сказке появятся фантастические персонажи, чудодейственные предметы, сверхъестественные явления, то какая это сказка? . Правильно, такие сказки еще называют фантастическими.
Итак, сегодня перед вами стоит необыкновенная задача: вы сегодня не просто ученики, а исследователи. И исследовать мы будем фантастическую сказку «О жар-птице и волке». Вам нужно будет выяснить, чем отличаются фантастические сказки от бытовых.
А дать ответ на эту задачу вы сможете после того, как обработаем сказку. Обратите внимание на эпиграф к уроку. Нам нужно будет дать ответ: учит ли нас сказка, как жить на свете? Итак, решив эти задачи, вы научитесь различать добро и зло не только в сказке, а и в жизни, станете мудрее, духовно более богатыми.
III. Работа со сказкой «О жар-птице и волке».
1. Творческая лаборатория.
1) Ученики из рисунков, которые они изготовили, составляют диафильм по смыслу сказки.
2) Подобрать из текста сказки подписи к каждому кадрику.
2. Деловая игра. Литературовед — учитель. Исследователи — ученики.
Дети, я вам уже говорила, что у нас необыкновенный урок, так как вы будете исследователями, а я — литературоведом.
3. Конкурс «Сказковеды».
1) Как начинается сказка «О правде и несправедливости»? .
2) Как начинается сказка «Мудрая девушка»? .
3) А как начинается сказка «О жар-птице и волке»? .
Учитель объявляет победителей конкурса
4. Игра «Исследование».
Литературовед. Что общего вы заметили, когда мы принимали участие в конкурсе «Сказковеды».
Исследователи. Сказочный зачин содержит намек на то, что действие происходит не теперь, а когда-то. Это особенность начала почти каждой сказки.
Литературовед. Что еще особого вы заметили в сказках?
Исследователи. Каждой сказке характерны трехразовые повторы.
Литературовед. Давайте в тексте сказки «О жар-птице и волке» найдем трехразовые повторы.
Ученики зачитывают и комментируют:
1) Три брата: два умных и один дурак — часто третий, наиболее молодой сын. Объясните, почему это так?
2) Три столба, три дороги.
Что они символизируют? . Как характеризует каждого из сыновей сделанный выбор дороги? .
3) Три задачи, которые появились перед дураком: украсть жар-птицу, коня и госпожу.
4) Трижды помогает мальчику волк. Литературовед. Читая сказку «О жар-птице и волке», мы видим, что на помощь наиболее молодому сыну приходит «удивительный» помощник. Давайте назовем этого помощника. .
— А почему именно наиболее молодому сыну он помогает? Исследователи. Так как он добрый, не пожалел голодному волку коня своего, а звери в сказках помогают лишь добрым, мужественным и благородным людям.
— А какие вы еще знаете сказки, в которых героям помогает волк.
Литературовед. А что еще необыкновенного вы увидели в сказке?
Исследователи. Дурак ездит на волке; Конь наполовину золотой, наполовину серебряный, да еще и везет; Волк превращается в госпожу, в коня; Волк оживляет парня с помощью целебной и живительной воды.
Литературовед. А бывает ли так в жизни?
Исследователи. Эти все необыкновенные предметы, события, помощники являются фантастическими, так как в жизни таких явлений не бывает.
Литературовед. Какая это сказка?
Исследователи. Эта сказка фантастическая.
Литературовед. Встречались ли мы с фантастическими событиями и необыкновенными героями в бытовых сказках?
Исследователи. Нет. Они появляются лишь в волшебных или в фантастических сказках.
Литературовед. Итак, сделайте вывод: чем отличаются фантастические сказки от бытовых?
Исследователи. В фантастических сказках есть «удивительный» помощник, который помогает герою, который прошел испытание на доброту и человечность; имеются фантастические события и чудодейственные предметы.
IV. Итог и обобщения урока.
Что нового вы узнали о сказках? Какие особенности фантастических сказок? Чему учит нас сказка «О жар-птице и волке»? А бывает ли так в реальной жизни? И в реальной жизни всегда найдется кто-то, кто придет на помощь.
Учат ли нас сказки, как жить на свете? V. Мотивация оценок.
VI. Домашняя задача.
Прочитать сказку «Красный Иванко и заклятый город». Написать произведение-раздумье «Чему учит меня сказка «Красный Иванко и заклятый город»».
Украинская народная сказка «О жар-птице и волке»