Украинское село 20-х годов в пьесах Николая Кулиша
Украинское село… Сколько ему было посвящено произведений нашими выдающимися писателями и поэтами; сколько ему пришлось вынести! Из пьес Николая Кулиша предстает передо мной оно, распятое голодом, одичавшее, нищенское; село, где, как всегда, идет борьба между богачами и бедняками. Последние верят, что пришло, наконец, их время, что судьба улыбнулась им, что ждет их коммуна или колхоз, которые дадут им то, о чем они мечтали — землю и власть. Но не напрасны эти надежды?
Если рассматривать село двадцатых годов, то надо непременно остановиться
Это говорит жена Стоножки — Анна. И будто вторят ей голоса и Арины, которая говорит Огире о хлебе: «Хоть понюхать дайте, а то все снег и снег», и самого Стоножки: «Мир в глазах так клонится, вертится… Закружилось в голове так, что иногда не знаю, где я и что мне делается». Каждый день в селе кто-то умирает или находится при смерти.
Потому что идет страшный голод: украинское село отдало весь хлеб государству, до последнего зернышка. А что же делать,
Наиболее активными становятся бедняки Мусий Копыстка и его жена Прасковья, Сергей Смык, Вася, дед Ефим — это люди, которые всю свою жизнь работали, не покладая рук, но и сейчас ничего не имеют. Только, возможно, уважение таких, как и они сами. Но они верят в то дело, которое делают, верят до последнего, как Мусий Копыстка, который в страшные дни берет на себя тяжелую обязанность возглавлять «ревком».
Большинство бедняков из пьесы не выдержало голода, умерли, ибо голод действительно душил крестьянство. Даже доходило до того, что появились людоеды — Арина, Лаврион. Сумасшедшая от голода Арина, ела своих детей, умерших: покушать очень хотелось. Это очень ужасная ситуация, от которой стынет кровь в жилах! Сможем ли мы когда-нибудь найти оправдание для той ситуации, сложившейся в украинском селе двадцатых годов?
Возможно, что и никогда. Мало того, что забрали весь хлеб, мало того, что уже людоеды появились, так еще и изымают собственность. Но церковь — это единственное, что осталось у крестьян, это их духовность, душа. Оказывается, что забрали все, что только можно забрать, растоптали человеческую душу.
Есть только одна надежда, что хлеб все-таки привезут. К счастью, в последнюю минуту перед страшным самосудом она сбылась…
Своеобразным продолжением драмы «97» была пьеса «Коммуна в степях». Герои ее решают вопрос: быть или не быть коммуне. Опять мы видим представителей разных классов, снова идет борьба и льется кровь. Богач Вышиваный убивает из обреза Химу — девушку-коммунарку.
Но ему не удалось уйти от правосудия — его отправляют в район. Вора наказаны, однако непонятно, будет жить коммуна дальше, ведь и сейчас «бегут из коммуны», и сейчас это «не сад социализма, а сад гнева». Но герои-коммунары Иаков Лавро, Лука верят, что она выживет. Это утверждает и полновластный хозяин, глава коммуны Лавро: «Коммуну мы построим! Время, жизнь и дело наше еще только начинаются… «.
Но закончатся так, как думалось, ведь так много пришлось выдержать украинскому селу?
И вот уже организовываются колхозы. Конечно, это время не обошла классовая борьба, есть здесь и свои противоречия, даже в одной семье. Бывший бедняк Роман якобы принимает власть, а между тем не хочет вступать в колхоз, говоря: «Большего мне и не надо…». И сыновья его различаются между собой: один мечтает разбогатеть, а второй становится двадцятипятитысячником. Что же происходит на селе, сможет ли оно выжить, встать на ноги?
Трудно найти ответ на этот вопрос в пьесе. Между тем, на мой взгляд, Николай Кулиш с надеждой смотрит в будущее, хотя и видит везде печаль. Ведь путь украинского села всегда был очень нелегким…
Украинское село 20-х годов в пьесах Николая Кулиша