Урок на тему: Редьярд Киплинг «Если…»
Цель: Показать на материале стихотворения, как литература формирует и воспитывает личность, провозглашая лучшее в человеке; совершенствовать навыки текстологического анализа произведения, навыки работы с литературоведческими терминами; работать над выразительным чтением стихотворения наизусть; развивать связную речь учащихся; воспитывать культуру ответа: логичность, последовательность, доказательность, убедительность, умение отстаивать свое мнение.
ХОДУРОКА
1. Конкурс выразительного чтения стихотворений наизусть
2. Беседа
Что хотел сказать Р. Киплинг своим стихотворением?.. Как вы думаете, удалось ли это ему?
Какие художественные средства использовал Киплинг, чтобы выразить свою мысль ярче, точнее?.. Привести примеры анафор и антитез из текста стихотворения.
3. Работа над различными переводами стихотворения*
С последующей беседой
Можем ли мы утверждать, что перед нами переводы стихотворения Р Киплинга «ІГ…»? Аргументируйте свое мнение. В чем, по-вашему, своеобразие каждого из этих переводов?
Сохранили ли переводчики главную идею?
Присутствуют ли в переводах антитеза и анафора как художественные
* Предлагаются тексты В. Корнилова «Когда…» и А. Шараповой «Из тех ли ты…» .
— Что из этих приемов меняется вот стихотворения к стихотворению — антитеза или анафора?
4. Развитие связной речи
Задание: Доказать, что лучшие литературные произведения поставили перед собой и выполняют задачу формирования лучших качеств человека : выступление на-чинается однои из заданных фраз:
1) «Я хочу рассказать в литературном герое, в котором воплотились лучшие черты человека…»
2) «Литературный герой, ставший примером для подражания многих поколений,- это…»
3) «Если бы меня спросили, про кого из героев прочитанных книг я хотел бы рассказать как о Человеке с большой буквы, я бы обязательно назвал…»
4) «Если люди из далекого будущего будут, судит в нашем обществе по определенным личностям, я бы хотел, чтобы они узнали об…»
III. Подведение итогов урока
Уч и т е л ь. В каждого читателя свой любимый герой. В каждого времени свои ценности. Но есть высокие этические ценности, вечные во все Бремена, черты, характеризующие Человека с большой буквы.
Задача настоящей литературы — на лучших примерах формировать личность.
IV. Домашнее задание
Подготовиться к защите проекта: «Тема в курсе литературы 7-го класса, которая оказалась мне наиболее близкой «. Это может быть подробный рассказ с аргументами, иллюстрациями.
Или: «Тема, которую я предлагаю ввести в курс литературы» .
Урок на тему: Редьярд Киплинг «Если…»