Знание классической литературы стало общепринятой нормой. Взрослые люди уверены: с мировыми шедеврами должен быть знаком любой уважающий себя человек. В юном возрасте сложно осознавать ценность трудов признанных гениев, поскольку они кажутся устаревшими, не способными осветить актуальность.
Читая произведения Карамзина или Шекспира в школьном возрасте, сложно разобраться в их глубине.
Язык повествования кажется сложным, а сюжет наоборот — банален и прост, будто сказочно-фантастическая история. В голову приходят мысли, что труды великих писателей далеки от нынешней реальности и не способны повлиять на современного человека.
Но когда «языковый барьер» преодолен, начинаешь наслаждаться изложением мыслей, вдумываться в написанное Пушкиным, Толстым, Тургеневым, Гоголем, Чеховым, Булгаковым, Достоевским, и понимаешь: классика действительно не стареет. Авторы пишут о проблемах, которые волнуют читателя во все времена. Меняется обстановка, образ жизни, но суть человека, его приоритеты, привычки и переживания, практически не меняются.
Булгаковский бессмертный Воланд в «Мастере и Маргарите» произносит: «…обыкновенные люди… в общем напоминают прежних…».
Классики литературы размышляют о добре и зле, любви и ненависти, смысле жизни и тайне смерти, об устройстве Вселенной и предназначении человека в мире. Независимо от века они помогают читателю найти ответы на многие вопросы бытия. Просто необходимо уметь извлекать вечные истины, из окруженных антуражем сюжетов.
В характерах классических героев читатель нередко узнает себя или знакомых, находит похожую ситуацию или жизненную драму. Возможно, автор поможет современнику ответить на мучивший его вопрос, разрешить сложный конфликт или просто посмеяться над жизнью.
Классическая литература приносит практическую пользу, она дает советы и предостерегает от ошибок. Именно поэтому мудрые люди настаивают на знании гениальных произведений. Эти «учебники жизни» сродни высококлассной психотерапии, которая доступна любому, умеющему читать и думать.
Дайджест:
- Русская литература, классическая и русская и современнаяВ каждой из европейских стран, и до 1945 года были видные писатели-демократы, духовно близкие русской литературе, испытавшие ее влияние. После войны они приняли — каждый у себя в стране — деятельной участие в пропаганде русской литературы, иногда в качестве переводчиков художественной прозы и поэзии, иногда в качестве авторов статей и эссе о русских писателях. Среди ... Читать далее...
- Устарела ли проблема «отцов» и «детей» сегодня?Иван Сергеевич Тургенев — один из величайших русских поэтов-драматургов, с чьим творчеством мы знакомы не понаслышке. Его роман «Отцы и дети», написанный в 60-е годы XIX века, затрагивает очень важную проблему взаимоотношения двух поколений — детей и родителей. И, прочитав это произведение, каждый из нас не раз задумывался об актуальности данной проблемы в наше время. ... Читать далее...
- На тему: Устарела ли проблема отцов и детей сегодня? в романе Тургенева «Отцы и дети»Устарела ли проблема отцов и детей сегодня? Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» был написан во второй половине 19-го века, но актуальности своей не теряет даже сегодня. Проблема взаимоотношений между разными поколениями стара как мир. Она существовала всегда, и будет существовать, пока есть разница в возрасте, во взглядах и мировоззрении людей. Для своего времени ... Читать далее...
- Классическая характеристика эпохи ВозрожденияС середины XIV в. в Италии начинается широкое культурное движение, обусловленное зарождением капиталистических отношений в недрах феодального общества. Это движение принято называть Возрождением, или Ренессансом. Начавшись в Италии, которая была родиной капиталистического производства в Европе, оно распространяется со второй половины XV в. в других европейских странах, постепенно приобретая общеевропейский размах и значение. Существом культуры Возрождения, ... Читать далее...
- Классическая драмаКлассицизм как художественная система сложился в XVII столетии и охватывал не только литературу, а и другие виды искусства: живопись, скульптуру, архитектуру, музыку. Название классицизм ввели в обиход в начале XIX столетие, подчеркивая, что художники этого направления подражали античной «классике», брали ее за образец. Классицизм — первая художественная система, которая осознавалась именно как система со своей ... Читать далее...
- Классическая поэзия из «серебряного века»В основном классическая поэзия пришла в литературу 20-50-х годов из «серебряного века». Но И. Бродский доказал возможность высокой культуры стихотворного слова и в 60-80-е. и почти в самом конце XX столетия. При этом в интервью 1993 г. он, не называя имен, говорил о современной поэзии: «Совершенно замечательный уровень! Произошел фантастический качественный скачок, так же, впрочем, ... Читать далее...
- Устарела ли проблема «отцы» и «дети» сегодня?В романе » Отцы и дети » И. С. Тургенева, изданном в 1862 году, раскрывается проблема, которую можно назвать » вечной». Она заключается в конфликте разных поколений, представители которых абсолютно по-разному смотрят на жизнь, на людей и их отношения, у которых абсолютно разные жизненные идеалы, убеждения и принципы. Поколение «отцов», представленное в романе братьями Кирсановыми, ... Читать далее...
- Музыка. Как классическая музыка воздействует на человека?Как классическая музыка воздействует на человека — вот вопрос, над которым размышляет публицист И. Друцэ. Автор с восторгом описывает посещение Домского собора в Риге, где он побывал на выступлении прекрасного латышского хора, исполнявшего великое творение Моцарта «Реквием». Произведение композитора как на волшебных крыльях вносит » в мир великих истин», позволяет испытать, что музыка живет своей ... Читать далее...
- Японская классическая поэзия. Художественное своеобразие жанра танкаЦель: познакомить учащихся с новым жанром мировой литературы; формировать ассоциативное и образное мышление, а также навыки восприятия метафорического языка произведений; воспитывать художественный вкус. Танка = Исследователи не пришли к единому мнению: изменяемое ли это слово. Оборудование: список устойчивых метафор, характерных для японской литературы (см. В ходе урока); перечень особенностей японских стихотворений ; раздаточный материал. ХОД ... Читать далее...
- Помогает ли литература сформировать жизненный идеал?Сложно переоценить ту роль, которую играет литература в человеческой жизни. На книгах воспитано не одно поколения людей. Увы, но современное общество не оказывает ей достойного внимания. Сегодня можно столкнуться с мнением определенной категории людей, которые утверждают, что как вид искусства литература себя уже изжила, а ей на смену пришло кино и телевидение. Однако существует и ... Читать далее...
- Мацуо Басе и японская классическая поэзияПознавать мир от рождения до смерти, проникать в его тайны и премудрости — свойственно людям Востока, разным его нациям и народностям. Поиски смысла жизни, причин его быстротечности и многообразия его форм с давних времен занимали мысли и японских философов. Япония — страна богатейшей культуры, необъятных знаний, многочисленных открытий, странных традиций. Книга стихов для любого японца ... Читать далее...
- «Как рождалась литература?»Литература — это отражение культуры народа, богатства его языка. В каждой стране зарождение литературы происходило одинаково. Во все времена рождались талантливые люди, которым лучше других удавалось писать историю. Писательство в далекие века начинали летописцы, многие из которых были монахами. Это были грамотные люди, которые учились читать и переписывать сначала тексты религиозного содержания, а потом уже ... Читать далее...
- Литература или кино? Книга или экран? Чтение или TV?Одним из главных путей духовного становления и обогащения человека является чтение книг. С давних пор книгу считают источником мудрости, знаний. С течением времени важность ее роли в жизни человека не изменилась, но сегодня люди уделяют чтению намного меньше времени, отдавая предпочтение телевизору и Интернету. В связи с этим многие известные произведения экранизируются. Каковы же положительные ... Читать далее...
- Литература и кино: соперничество или сотрудничество?Совсем недавно книга считалась отличным подарком, но сегодня она теряет актуальность. Молодежь вместо доброй классики, увлекательных детективов и приключений, все больше читает ленты в соцсетях, а учебную литературу нередко заменяют обучающие вебинары. Неужели в век глобализации традиционная литература уступает позиции? С минувшего века основным конкурентом книги стало кино. Развитие высоких технологий сделало практически безграничными возможности ... Читать далее...
- Согласны ли Вы с утверждением А. И. Солженицына: «Единственный заменитель не прожитого нами опыта — литература»?По словам А. И. Солженицына, в качестве единственного заменителя, не прожитого человеком опыта, является литература. Сильное высказывание с которым не согласиться просто невозможно. Человеческая раса — это часть природы, и с целью ее познания необходимо наблюдать, сопоставлять, сравнивать и набираться опыта. Подобные действия занимаются много времени. Не всегда при этом люди уверены в верности своего ... Читать далее...
- «Мой любимый урок — литература»Вариант 1 В школе мы изучаем много предметов, которые дают нам информацию о разных явлениях в мире. На уроках мы узнаем много нового. Некоторые предметы мне нравятся больше, некоторые меньше. Во многом из-за того, насколько интересно проходят уроки. Мой любимый урок — литература, и русская, и зарубежная. Что мне особенно нравится, это то, что он ... Читать далее...
- Понятие «литература о Великой Отечественной войне»Военная тематика и военная проблематика широко представлены в современной русской литературе. Ни одну человеческую судьбу мы не можем сегодня понять вне прошедшей войны. Для этого книга не обязательно должна повествовать о войне, а герой ее вовсе не обязательно должен быть солдатом; но в ней не может не присутствовать военный компонент в его двух основных ипостасях ... Читать далее...
- Пушкин и русская литератураПушкин — великий русский национальный поэт. По справедливому определению Гончарова, «он для русского искусства то же, что Ломоносов для русского просвещения вообще. Пушкин занял собой всю свою эпоху, сам создал другую, породил школы художников». Как Ломоносов был отцом русской науки, так Пушкин стал родоначальником новой русской литературы. 1. Пушкин создавал новую литературу, опираясь на ценнейшие ... Читать далее...
- Русская литература XIX векРусская литература прошла долгий и трудный путь развития. XIX век — время, когда она достигает особого расцвета. Это целая эпоха, характеризуемая великими именами Пушкина и Лермонтова, Гоголя и Тургенева, Некрасова и Л. Толстого, Достоевского и Чехова. Литература XIX века учитывает, продолжает и развивает лучшие традиции, которые были созданы в предшествующие периоды — в древнерусской литературе, ... Читать далее...
- По тексту Гранина. Я считаю, что литература, поэзия родились из желания человекаНужно ли, чтобы все люди были безупречно грамотными? Над этой проблемой предлагает задуматься Алексей Шмелев. Писатель негодует по поводу снижения грамотности в современном мире: «Именно с распространенностью массовой интернет-коммуникацией связано падение престижности грамотности». Этот факт огорчает Алексея Дмитриевича, он понимает, что «изменить эту тенденцию не так просто», но бороться с ней необходимо каждому человеку. Таким ... Читать далее...
- Ответ на проблемный вопрос:»Как литература повлияла на мое духовное развитие в произведении:Бедная Лиза»Я часто думала о том, что люди читают книги не просто так, а для того, чтобы расширить свой кругозор, также для того, чтобы развить свой духовный мир. Следуя этому, я более внимательно читала книги, чтобы вникнуть и душой прочувствовать то, что хо тел донести автор до читателя. Во-первых, именно рассказ «Бедная Лиза » Карамзина трогает ... Читать далее...
- Литература 18 века в восприятии современного читателяНаверно, многие люди любят время. Время учит людей всем премудростям жизни, залечивает душевные раны. «Время — движущийся образ неподвижной вечности», как еще несколько веков назад сказал знаменитый французский поэт Жан Батист Руссо. Но есть у времени некий порок: являясь учителем многих мудрецов, оно убивает своих учеников, при этом разрушая горы и уничтожая равнины… Единственное, что ... Читать далее...
- «Литература в кинематографе»Одной из тем письменных работ в старших классах российских школ является «Литература в кинематографе». Сочинение обычно предполагает либо анализ процесса «перевода» литературных произведений на «язык» кинофильмов в целом, либо характеристику какой-то одной или нескольких конкретных экранизаций. Итак, вашему вниманию предлагается: «Русская литература в отечественном кинематографе» — сочинение ученицы 10 класса. Литература и кинематограф — очень ... Читать далее...
- Как Вы понимаете слова Д. С. Лихачева: «Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни»?Каково место отводится литературе в жизни людей? Как влияет на нас чтение? Над подобными вопросами предлагает поразмыслить академик Дмитрий Лихачев. Каждый человек может превратить чтение книг в свой образ жизни, но для этого важно определиться с правильной книгой. Это способ оказаться в иных эпохах, среди других народов и увидеть раскрытые перед собой сердца разных людей. ... Читать далее...
- Какое место литература занимает в Вашей жизни?Литература с давних времен занимает достойное место в жизни человечества. Книги развивают кругозор, эстетическое мышление, формируют ценности и делятся с нами мудростью. Это лучший способ в короткое время познать окружающий мир. Вчитываясь в мысли авторов, которые они передают через своих героев, можно сформировать правильный взгляд на жизнь и отношение к злободневности. Литература доходчиво передает нам ... Читать далее...
- Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человекаУрок можно начать с осмысления цитаты, вынесенной в эпиграф урока, которая принадлежит московскому поэту, создателю авторской песни, нашему современнику Михаилу Щербакову1. Для создания проблемной ситуации урока можно предложить школьникам обсудить несколько высказываний русских писателей о литературном труде и роли книг в духовной жизни человека, попытаться подтвердить или опровергнуть высказанные ими позиции: «Как человек, как личность ... Читать далее...
- Зачем нужна литература человеку в 21 векеВечная истина, говорящая о том, что человек перестает мыслить, когда перестает читать, по-моему, является актуальной и в наш такой динамичный и неспокойный ХХІ век. Конечно же, это касается, прежде всего, настоящей классической литературы, проверенной если не веками, то хотя бы десятилетиями. А не широко разрекламированного «чтива», которое и книгой язык не поворачивается назвать. Нет никаких ... Читать далее...
- Литература — это совесть обществаУвлекайся. Вопросы нравственности, борьбы добра со злом — вечны. В любой литературе мы найдем произведения, в которых они тем или иным образом затронуты. Даже спустя десятилетия и столетия мы снова и снова обращаемся к образам Дон Кихота, Гамлета, Фауста и других героев мировой литературы. Проблемы нравственности и духовности, добра и зла волновали и русских писателей. ... Читать далее...
- Сказочная литератураСказочная литература писателей обнаруживает бесконечное многообразие: сказки-поэмы, сказки-новеллы, сказки-рассказы, сказки-повести, сказки-легенды, сказки-предания, сказки-аллегории, малые формы, приближающиеся к притчам, басням и даже к лирическим стихотворениям, целые романы-сказки — и все это либо в прозе, либо в стихах. Однако писатели, при всем отличии друг от друга, в сущности творили одну-единую книгу, полную очарования и прелести. В этой ... Читать далее...
- Литература рубежа ХІХ-ХХ вековРубеж XIX-XX вв. — начало Новейшего времени, которое стало эпохой перехода от региональных культур к общемировой культуре, эпохой расцвета цивилизации, но также временем мировых войн и революций. Периодизация. Новейшее время включает в себя три периода: рубеж XIX-XX вв. — переходный период в истории культуры; собственно XX в. — период стабилизации социокультурного и литературного процесса; рубеж ... Читать далее...
Устарела ли классическая литература?