Устное народное творчество — бесценная духовная сокровищница нации

Поскольку фольклор и историческая жизнь народа неотделимы друг от друга, то историческими песнями можно считать все народные песни, ведь в каждой из них идет речь о каком-то конкретном моменте истории. Обрядовые и рекрутские песни, свадебные песни и песни о любви, социально-бытовые песни — все это часть нашей истории. Но собственно историческими принято считать песни, в которых изображены важные исторические события и выдающиеся национальные герои.

В этих произведениях, по словам Н. В. Гоголя, — немеркнущая слава, «поэзия, и история,

и отцовская могила» нашего народа, его боли, страдания, его надежды и мечты. Содержание лучших исторических песен проникнуто идеей единства и независимости русской земли, необходимости борьбы с иноземными захватчиками. Это песни и сказы о борьбе с татаро-монгольским игом, о взятии Казани в 1552 году войсками Ивана Грозного, о борьбе с польской интервенцией в начале XVIII века.

Песни о Минине и Пожарском, о народной ненависти к Лжедмитрию и его жене Марине Мнишек, о Петре I, о великих полководцах, о борьбе русского народа с наполеоновским нашествием 1812 года. Другой важной темой русского исторического эпоса стали песни

о повстанческой борьбе народа против угнетателей, песни, воспевающие вождей и участников крестьянских восстаний. Самые яркие песни этой группы связаны с образом вольного казачьего собрания — «казачьего круга», а также с именами Ермака, Степана Разина и Емельяна Пугачева. Песни разинского цикла, в отличие от других исторических песен, не только эпические, но и лирические. Эти песни нельзя назвать простой летописью событий.

Их значение шире. Они не только объективно повествуют о происходящем, но прежде всего они являются выражением народного сочувствия к восстанию и его вождю. Правдиво выражая отношение народа к разинскому движению, они идеализируют образ Разина, поэтизируют деятельность разинцев. Поэзией овеяны картины их подвигов, сборов, столкновений с царскими войсками, их драматической участи.

Степан Разин выступает в таких песнях мстителем за многовековое угнетение, испытываемое обездоленным крестьянством. В них описываются расправы разинцев с помещиками, воеводами: — Люду бездомному он защитничек, — Ой, да лютый недруг всем насильникам, — Ой, да по прозвищу Степан Разин-то Тимофеевич. Наряду с героическими песнями о боевых действиях и славных победах в песенных циклах о Степане Разине содержится немало грустных лирических песен, которые были сложены после разгрома разинского восстания, например суровая, мужественная лирическая песня «Ой, не вечор», созданная уральскими казаками.

В годы Пугачевского движения многие песни разинского цикла были переосмыслены и приурочены к образу нового героя — Емельяна Пугачева. В уральской песне «Нас пугали Пугачем» народный любимец подобно Разину собирает вокруг себя ватагу удальцов. В этой песне воспроизводится момент расправы с врагами народа.

Исторические песни отличаются высоким духом патриотизма. В них рассказывается о славных походах и блестящих победах, тяжелых дорогах ратной славы. Основная идея таких песен — выражение жажды свободы.

Эта идея звучит не столько в сюжете, сколько в лирическом строе чувств, она отражает самые сокровенные мысли и чаяния крепостного крестьянства, начиная с XVII века и до реформы 1861 года. Они отображают нашу славную историю, которая дала огромное количество примеров беззаветного служения своей земле, причем рассказ идет о конкретных исторических событиях и реальных исторических личностях в процессе их деятельности. Исторические песни выражают стремление русского народа к свободе и независимости, его мечты и надежды.

Кроме того, в этих песнях нашли свое отражение характер русского народа, его доброта, щедрость и душевность, они стали правдивым свидетельством высокой одаренности, поэтического таланта русского народа, и мы по праву гордимся ими.




Устное народное творчество — бесценная духовная сокровищница нации