Устные рассказы «Вечер в моем доме»
Учитель. Ребята, дома вы составляли устные рассказы о вечере в вашей семье. Сегодня каждый из вас будет выступать в двух ролях: рассказчика и слушателя.
Давайте обсудим каждую роль: вспомним правила общения на уроке.
Итак, если вы рассказчики, каким должен быть рассказ, чтобы слушатели поняли и легко представили себе картину из жизни вашего дома?
Дети. — Рассказ должен быть последовательным.
Рассказчик должен передать подробности домашней обстановки и детали быта, об этом было сказано в задании учебника.
Он должен познакомить
Рассказать, чем занимается каждый…
А также какие отношения между героями рассказа.
Учитель. Да, нелегка роль рассказчика, но роль слушателя тоже не легче. Как же вы должны слушать рассказы своих товарищей?
Дети. — Мы должны внимательно слушать…
Не перебивать рассказчика, дать ему возможность высказаться до конца.
Следить за последовательностью изложения рассказчиком своей мысли.
И за тем, как рассказчик выполнил требования, изложенные в задании учебника.
(Далее ребята обмениваются рассказами, составленными дома. Слушатели могут задать рассказчикам
По ходу работы учитель также может задать детям вопросы, например:
Какие подробности помогли вам представить картинку жизни современной семьи, отличную от жизни и быта людей в XIX веке?
А какие общие детали в описании вечернего досуга людей можно отметить в ваших рассказах и в стихотворении Сурикова? И т. д.)
Такая работа поможет детям соотнести события отдаленного XIX века с современностью, найти общие и отличительные черты. Это сравнение облегчит детское представление о том, чего ребята никогда не видели.
2. Выразительное чтение стихотворения И. 3. Сурикова «Детство»
П. Повторение полученных в 1м классе знаний о стихотворной речи
Учитель. Почему этот текст можно назвать стихотворением?
Ученица. Его очень легко учить, так как он имеет ритм и рифму.
Учитель. Докажите на примерах.
(Ребята находят в тексте рифмующиеся слова.
При определении ритма дети проговаривают хором четверостишия, сопровождают чтение хлопками в ладоши.
Закончить работу над особенностью стихотворной речи можно ознакомлением школьников со схемой ритмического рисунка стихотворения.
Составляется схема на доске. Учитель показывает, как 1е четверостишие можно записать с помощью схемы, каждый слог обозначив дугообразной линией: и. Затем ребята хором прочитывают четверостишие, выделяют ударный слог хлопком в ладоши. Учитель на схеме ударный слог обозначает специальным знаком:
Иийий Работу над ритмическим рисунком следующего четверостишия дети пробуют выполнить самостоятельно: один ученик — на доске, остальные — в тетрадях. После сравнения результатов работы учащиеся приходят к выводу, что в стихотворном тексте прослеживается четкий ритм: чередование ударного и безударного слогов; соблюдение одинакового количества слогов в 1й и 3й строке, 2й и 4й строке.)
Устные рассказы «Вечер в моем доме»