«Утраченное» и «обретенное» время Марселя Пруста
Модернистские установки в художественной практике французского романиста Марселя Пруста. Начало творческого пути писателя и атмосфера духовной жизни Франции конца XIX века.
Обращение к импрессионистическим пейзажам, к мотивам «болезненной красоты» в камерном сборнике «Наслаждения и дни» . Четко очерченная формула молодого писателя — «я вспоминаю, значит, я существую».
Французское общество конца прошлого века в незаконченном романе «Жан Сантей». По форме традиционный роман воспитания с присущими для этого жанра
Эстетические принципы Пруста : вера в исключительные возможности искусства, в его способность облагородить человеческую душу; особая значимость таких категорий, как воображение, поэтическое видение, интуиция, «художник должен прислушиваться лишь к голосу своего инстинкта», понятие Красоты соединяется с понятием Истины; эмоционально-чувственное постижение внешнего мира; углубленный психологизм, «все в сознании, а не в объекте»; «память»
Драматизм судьбы писателя. Добровольное затворничество Пруста, его изолированность как результат болезненного состояния. Воспоминания для художника как единственная возможность замедлить ход времени.
Замысел многотомной эпопеи «В поисках утраченного времени». Различные тематические и идейно-художественные функции романов, входящих в эпопею: «По направлению к Свану» — семейная хроника;
«Под сенью девушек в цвету» — роман воспитания; «Сторона Гер-мантов» — нравоописательный роман; «Содом и Гоморра» — сатирический гротеск; «Пленница» , «Беглянка» — драматические произведения; «Обретенное время» — философский роман.
«В поисках утраченного времени» — один из первых вариантов модернистского «романа в романе». Система образов подчиняется жизненному опыту рассказчика, автор не доверяет тому, что выходит за пределы его личного «Я».
Роман Пруста — это эпическая поэма повседневности. Скрупулезно воспроизводится повседневная жизнь, сохраняются многочисленные детали окружающих явлений.
Социологический подход к изображению общества. Чрезмерная сосредоточенность на описании аристократических салонов. Прустовская портретная живопись. Нравы аристократии в романе, ее повседневное существование, традиционная бальзаковская тема «утраченные иллюзии».
Пессимизм — характерная черта мировосприятия французского художника. Прустовское ощущение уходящего времени — острые утраты былого, боль невозратимости счастья, ностальгия по утраченной чистоте. «Все изнашивается, все гибнет, все разрушается» — реальность, доминирующая в произведении.
Искусство как способ установления границы реального и нереального. По мнению автора, это единственная возможность «выйти из себя» и «увидеть других людей», убедиться в их существовании, это «единственное средство обрести Утраченное время…». Старые итальянские мастера и творцы нового — искусства — олицетворяют «содержательную» красоту, все они — неотъемлемая часть воспоминаний рассказчика.
Искусство в романе — средство создания образа «единого человечества», вне времени и пространства.
Творческая манера писателя. Прустовское мироощущение в контексте художественных принципов импрессионизма: «Впечатление — критерий истины», «все в сознании». Подлинно импрессионистические пейзажи в романе.
Упор на фиксирование субъективных впечатлений. Воздушна среда произведения: пейзаж, люди, внешний и внутренний мир — все пребывает в состоянии мерцающей неустойчивости, все становится расплывчатым, неуловимым, все непрерывно меняется в соответствии с душевным состоянием рассказчика.
Открытия Пруста в области временного и пространственного ряда. Память выступает как инструмент, позволяющий постичь природу времени. «Инстинктивная память» — поставщик материала для Пруста. Впервые память сама становится вещью, которая описывается, отсюда задача романиста «запечатлевать не вещи, которые описываются, но воспоминания о вещах» . Автор как исследователь «утраченного времени».
Художник утверждает новое расстояние по отношению к человеческим чувствам и окружающим вещам, рассматривая их «ненормально близко». Отсутствие движения в произведении, роман превращается в длинную цепочку статичных картинок.
Формула «нахождения времени» — любой окружающий предмет, житейская мелочь, вкус, запах, в состоянии вызвать поток воспоминаний, «возбудить живой облик прошедшего, прожитого», которое одновременно оказывается и прошлым, и настоящим, т. е. «вневременным». Особые стилистические «изыски» Пруста, необычный синтаксис, язык произведений.
ЛИТЕРАТУРА: Андреев Л. Т. Марсель Пруст — М» 1968. Наум М. Пруст Наум М. Литературное произведение и история литературы. — М., 1984. — С. 326-376. Ортега-и-Гассет X. Время, расстояние и форма в искусстве Пруста Ортега-и-Гассет X. Эстетика.
Философия культуры. — М., 1991. — С. 176-186. Сучков Б. Л. Марсель Пруст Сучков Б. Л. Лики времени. Статьи о писателях и литературном процессе: В 2 т. — М., 1976. — С. 71-100.
Форстер Э. М. Пруст Писатели Англии о литературе XIX-XX вв. Сборник статей. — М., 1981. — С. 31-326. Таганов А. Ц. Формирование художественной системы М. Пруста и французская литература на рубеже XIX-XX вв. — Иванове, 1993.
«Утраченное» и «обретенное» время Марселя Пруста