Утверждение идеала духовности в образе дяди Льва
«Лесная песня» Леси Украинки — это глубинное произведение о высоком призвании человека, о бессмертии светлых гуманистических идеалов. Ряд этических проблем в «Лесной песне» связан с образом дяди Льва. Этот образ олицетворяет лучшие черты волынского крестьянина-труженика — честность, исконную народную мудрость, практический опыт, понимание природы и беспокойство, о ее сохранении. Этот мудрый полесский дед с благородным сердцем стоит в стороне от мелочных мещанских ссор, собственнического корыстолюбия.
Во взаимоотношениях
Дядя Лев знает, «как с чем и вокруг чего обойти», советует Лукашу быть осмотрительным около воды, от избытка которой часто страдали крестьяне Волыни. Он поддерживает хорошие отношения с Лесовиком, потому что «всякие сокровища из леса идут». «Он умел держать с нами согласие», «он нам приятель», — так характеризуют Льва лесные силы. Лес — не только топливо и строительный материал, но и источник красоты, творчества.
Действительно, мудрый старый мужчина
Давали деньги — талеры битые, людям очень милы, но дядя Лев клялся на жизнь, что дуб он вовек не даст рубить. Тогда же и я на бороду клялся, что дядя Лев и вся его родня вовек безопасны будут этому лесу. За уважение к природе, ее законов дяди Льва уважает Лесовик, любит Нимфа.
В хозяйстве Лукаша все было в порядке до тех пор, пока жил мудрый и хороший дядя. Доброта дяди Льва, его человечность, оказываются в отношении к Лукашу и Нимфы. Он бескорыстно отдает часть своей земли и леса племяннику, помогает ему поставить дом, заступается перед матерью Лукаша за Нимфу.
Дядя Лев — творец и носитель народной поэзии, человек, который знает множество сказок, любит меткое слово, умеет им владеть.
Всю свою мудрость полесский народный философ пытается передать Лукашу, который дальше понесет ее в жизнь, передаст ее следующим поколениям. В образе дяди Льва раскрываются сокровища народной души, здоровая мораль, которую пронесли трудящиеся через времена. Он — живой пример гармонии в отношениях человека и природы, а также живая казна народнопоэтических приобретений.
Ему близкое пантеистическое мировоззрение далеких предков, которое многоголосо отдается эхом в славянской мифологии. Таким образом Леся Украинка передала то, что она называла «религией моих родителей», а Михаил Коцюбинский — тенями забытых предков — древнейшее, еще дохристианское, мировоззрение человека, который так близко сросся с природой.
Утверждение идеала духовности в образе дяди Льва