В чем истинная красота человека?

А если это так, то что есть красота? И почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде? Н. А. Заболоцкий «Русский характер» — последнее значительное произведение А. Н. Толстого — входит в цикл «Рассказы Ивана Сударева».

Цикл состоит из семи коротких историй, объединенных одной темой, одной идеей, одним рассказчиком. В каждом рассказе свои главные герои: бойцы Красной армии, оказавшиеся в немецком тылу и создавшие партизанский отряд ; репрессированный кулак, который согласился стать бургомистром

при немцах и сообщал важнейшие сведения об оккупантах партизанам, и т. д. В каждом рассказе есть рассуждение о русском характере, который проявляется особенно ярко в критические моменты истории: «русский человек — хитро задуманный человек, и не плоскому немецкому ограниченному уму тягаться с трезвым, вдохновенным, не знающим часто даже краев возможностей своих, острым русским умом» . Кузнец Гусар, до войны числившийся кустарем-одиночкой и лодырем, в примитивной сельской кузнице сделал отличные инструменты для ремонта танков, а на удивление танкистов ядовито отреагировал: «Антиресно ваше мнение о
русском человеке… Кустарь-одиночка, пропойца… Нет, товарищи, поторопились вы судить русского человека» . Директор школы Василий Васильевич рассуждает о русской культуре, которую, отступая, русские позволяют разрушать фашистам: «Все мы виноваты, что мало ее холили, мало берегли… Русский характер расточителен… Ничего…

Россия — велика, тяжела, вынослива…» . Свое мнение о русских высказывает и аккуратный эсэсовец, получивший приказ установить немецкий «порядок» на оккупированной территории: «русские не умеют работать; мы, немцы, этого не любим, — человек должен работать от утра и до ночи, всю жизнь, иначе его ждет смерть…» . Этот фашист никак не может понять, почему голодные русские даже за хлеб не хотят старательно гнуть спину на оккупантов.

Рассказ «Русский характер» завершает цикл «Рассказы Ивана Сударева» и подводит своеобразный итог рассуждениям о русском человеке. Тема «Русского характера» обозначена автором в самом начале: «мне именно и хочется поговорить с вами о русском характере». Идея рассказа проясняется благодаря кольцевой композиции: и в начале, и в конце произведения помещаются рассуждения о красоте человеческого характера, которую автор видит в поступках каждого героя: Егора Дремова, его родителей, невесты, водителя танка Чувилева, рассказчика Ивана Сударева. Хотя время действия рассказа — военная весна 1944 года, это история не столько о войне, сколько о любви. Рассказ состоит из двух главных и двух-трех побочных эпизодов, в нем участвует минимальное число героев.

Так Толстой избежал дробности сюжета и достиг сильного драматического эффекта. В экспозиции приводятся скупые сведения о Егоре Дремове, дается его портрет и указываются такие черты его характера, как сдержанность и скромность. Хотя Иван Сударев узнал Егора уже после ранения и пластических операций, он ни разу не упоминает о физическом уродстве товарища, а наоборот, восхищается красотой главного героя: «Спрыгивает с брони на землю, стаскивает шлем с влажных кудрей, вытирает ветошью чумазое лицо и неприменно улыбнется от душевной приязни».

Завязка сюжета — ранение Егора в бою под Курской дугой. Кульминационной сценой является его приезд домой после госпиталя. Понятно, что после тяжелого ранения и нескольких пластических операций, которые спасли ему жизнь, но до неузнаваемости изуродовали лицо и голос, Егор поехал домой к самым близким людям.

Но жалость и настоящая сыновняя любовь к старым родителям не позволила ему сразу открыться: «Егор Дремов, глядя в окошечко на мать, понял, что невозможно ее испугать. Нельзя, чтобы у нее отчаянно задрожало старенькое лицо». Кроме того, он надеялся, что отец и мать без объяснения догадаются, что к ним приехал сын. Поведение матери за ужином вроде бы подтверждает ожидания Егора. Замечая мельчайшие детали, Мария Поликарпов-на как будто начинает подозревать правду: гость без приглашения сел как раз на то место, где всю жизнь сидел сын, и его движения во время еды были вроде бы знакомы: «И только за ужином старший лейтенант Дремов заметил, что мать особенно пристально следит за его рукой с ложкой.

Он усмехнулся, мать подняла глаза, лицо ее болезненно задрожало». Не осмелился Егор признаться и невесте Кате: «Она подошла близко к нему. Взглянула, и будто ее слегка ударили в грудь, откинулась, испугалась». Этот испуг девушки стал последней каплей; герой твердо решил не открываться и уехать как можно скорей.

Уйдя из родного дома, Егор испытывал обиду, отчаяние и горькое одиночество. В конце концов герой решил так: «Пускай мать подольше не знает о его несчастье. Что же касается Кати — эту занозу он из сердца вырвет». Жертвенная любовь, столь ценимая русскими, свойственна не только Егору Дремову, но и его родственникам, которые своими поступками развязывают запутанную житейскую ситуацию. Мать все-таки догадывается, что приезжий офицер был ее сыном.

Отец считает, что раны, полученные на поле боя за свободу Родины, только украшают солдата. Катя Малышева вместе с Марией Поликарповной приезжает в полк навестить Егора и этим поступком доказывает без лишних слов свою любовь и верность жениху. Такая счастливая развязка сюжета утверждает идею о первостепенности внутренней, а не внешней красоты человека.

Подводя итог, можно вспомнить известный афоризм А. П. Чехова: в человеке все должно быть прекрасно: и одежда, и лицо, и душа, и мысли. С приведенным утверждением никто не будет спорить, но если надо выбирать, то русский выберет скорее внутреннюю красоту, именно так и поступает Иван Сударев и сам автор. Они оба одобряют поступок Егора Дремова, его великодушие по отношению к родственникам. Сердце лейтенанта Дремова не очерствело на войне, поэтому он боится своим внешним видом разволновать родных.

В этой душевной тонкости, чуткости рассказчик и автор видят красоту характера главного героя. Красота человеческого характера проявляется прежде всего не в физической привлекательности, а в душевной щедрости. Егор с изуродованным ожогами лицом не вызывает отвращения ни у родственников, ни у боевых товарищей, которые обращают внимание не на лицо Дремова, а на его улыбку, что светится душевной приязнью. Иными словами, сквозь мертвенно страшное лицо просвечивает человеческая красота героя, покоряющая окружающих. Развязка в рассказе «Русский характер» счастливая, жизнеутверждающая — она показывает замечательные характеры советских людей.

Родственники разгадали невольный обман Егора и простили ему, что он сомневался в их любви; друзья с радостью встретили ею в полку. Красота души изувеченного солдата, готового жертвовать собой во имя близких, не противопоставляется, а согласуется с душевной красотой окружающих его людей, прежде всего женщин, полных самоотверженной любви к герою.




В чем истинная красота человека?