В чем нравственная сущность памяти?

Важнейшее свойство бытия представлено человеческой памятью. Какова нравственная сущность способности человека к хранению памятных событий? Что вообще означает слово «память»?

Над этими необычно сложными вопросами в своей статье размышляет академик Д. Лихачев.

Поднятые им проблемы сегодня не утратили собственной актуальности, так как погоня за богатством, и борьба за власть стали причиной потери значимости всех былых моральных ценностей.

Собственную ценность потеряли для общества даже великие умы и таланты.

Ученый вкладывает

в привычное слово память новое содержание, обладающее для всех нас особым значением. Память нельзя категорически назвать способом запоминания, так как она выступает в роли чего-то более существенного, без чего наша жизнь становится немыслимой. Действительно, способность к хранению информации есть у камней, и растений, и птиц.

Но человек с памятью от них отличается тем, что наделен душой, способностью к совершению добрых, бескорыстных поступков. Только беспамятному все равно, как его поступок отзовется. При наличии способности к соизмерению собственных действий с нормами благодеяния, подверженности себя

внутреннему суду можно говорить об обладании человеком памятью.

Если отсутствует память, следовательно, отсутствует совесть. Память — это способность, благодаря обладанию которой человек становится человеком в точном смысле данного понятия. Беспамятно всегда зло.

Ужасные последствия беспамятства описаны Ч. Айтматовым, который придумал персонажа, лишенного способности помнить. Им по приказу хозяина была застрелена родная мать, самый святой человек на земле.

Лучшим способом проведения «внутренней инвентаризации» считается необитаемый остров, на котором отсутствует одежда и еда. Прекрасной иллюстрацией этого стало шоу «Последний герой*, победить в котором сможет человек физически здоровый, и способный взять спрос с себя.




В чем нравственная сущность памяти?