В чем смыл протеста Родиона Раскольникова в романе «Преступление и наказание»
Впервые роман «Преступление и наказание» увидел мир в 1886 году. Это роман о современной России, которая пережила эпоху глубочайших социальных сдвигов и моральных сотрясений, эпоху «разлада», роман о современном герое, который впитал в себя все страдания, боли и раны времени. «Вечером жарким июльским днем, незадолго до заката солнца, выходит бывший студент Родион Раскольников». Так начинался роман Достоевского. С этого момента без передышки, в жгучей ненависти ходит по улицам Петербурга, останавливается на мостах, над темными холодными
Месяц назад у него родилась мечта, к осуществлению которой он близок сейчас.
А месяц тому назад, почти умирая от голода, от вынужден был заложить у старой ростовщицы кольцо — подарок сестры. Большую ненависть и отвращение от чувствует к капризной и никчемной старухе, которая высасывает кровь из бедных, получает богатство за счет чужого горя и порока. «Странная мысль просыпалась в его голове, как из яйца
Она живет «сама не зная для чего», а молодые свежие силы исчезают «без всякой поддержки», «и это тысячами, и это всюду». Полгода тому назад Раскольников написал статью «О преступлении», где изложил свою теорию психологического состояния преступников на протяжении всего преступления. Он доказывал, что это состояние более похоже на болезнь — помрачение ума, расстройство сознания, случайность и нелогичность поступков.
Мы почти ничего не знаем о том долго действующем процессе, о той большой работе мысли, в результате которой развилась в сознании Раскольникова его идея. Лишь после убийства раскрывается идея Раскольникова во всем величии и во всей ужасности. В ужасно грязном трактире, где пьяный шум, крики и хохот заполняют воздух, слушает Раскольников шуточный и трагический рассказ Мармеладова о семнадцатилетней дочери Соне, ее подвиге, ее жертве, во имя спасения семьи. Но человек ко всему привыкает. Так и Мармеладов.
Негодяй тот человек, который ко всему привыкает, все воспринимает, всему повинуется. Нет, не негодяй лишь тот, кто бунтует, разрушает, переступает. «Еще один удар, позыв к бунту — письмо матери о Дунечке, сестре, которая» выходит на Голгофу «, Дунечка, которая моральную свободу не отдаст за комфорт, ради собственной выгоды. Где же выход? Разве возможно обойтись без жертв, нужны ли они?
Письмо матери.
Теперь одними раздумьями не поможешь, надо что-то сделать сейчас и быстро. Надо на что-то решиться, хоть на что-нибудь… «Или отказаться от жизни совсем! Крикнул он вдруг в порыве, — послушно принять судьбу такой, какой она есть, раз и навсегда, и удушить в себе все, отказавшись от всевозможных прав действовать, жить и любить!». Но Раскольников хочет «действовать, жить и любить». Встреча Раскольникова с пьяной обесчещенной девушкой на Конногвардейском бульваре тоже оказалась судьбоносной.
Она тоже жертва стихийных законов, жестокой и непреодолимой необходимости, спокойно оправданной темы, кто смирился: «Говорят, что так и нужно. Такой процент, говорят, должен умирать каждый год… куда-то… к черту, так должно быть, чтобы другим освежать и им не мешать».
И Сонечка, и Дунечка уже попали в этот «процент». Убийство старухи нужно Раскольникову для проверки своей способности на преступление, а не для проверки идеи, которая как он думал, неопровержима. Решив выдать себя, он говорит сестре: «Никогда, никогда я не был сильнее уверен, чем теперь!». И, наконец, на каторге, на свободе, подвергая свою «идею» беспощадному моральному анализу, он не в силах от нее отказаться: идея неопровержимая, совесть его спокойна.
Сознательных, логических возражений своей идее Раскольников не увидел. Он соединяет объективные особенности современного мира, уверенность в невозможности что-то изменить: «бесконечность человеческого страдания и разделение мира на угнетенных и на тех, кто угнетает, властителей и подчиненных, или, по Раскольникову на «пророков» и «тварей дрожащих». Сознание своей вины — это для Раскольникова признание собственной несостоятельности и мизерности. Но идея незыблема.
Тем не менее Достоевский считает, что побеждает человечный Раскольников, а идея жестокости терпит поражение.
Не смотря с тяжелой тьмой, изображенной Достоевским в романе «Преступление и наказание» картине человеческого бытия, мы видим свет в темноте, мы верим в моральную силу, мужество и решительность героя Достоевского найти путь и средства истинного служения людям — ведь он остался человеком и гражданином.
Двойственность — характерный прием изображения у Достоевского. Двойственность реализуется, во-первых, через раздвоенность сознания героя. В нем будто живут двое: один инстинктивно стремится помогать, спасать униженных и страдающих людей, а второй, здравомыслящий, цинично анализирует поступки первого и подвергает их критике.
Во-вторых, в романе целый ряд героев, которые так или иначе интерпретируют обе названные стороны личности Раскольникова. Их условно называют «двойниками» и «антиподами» главного героя.
Лужин, в отличие от Раскольникова, не пойдет убивать, но не через высокие моральные качества, а из-за того, что привык все делать чьими-то руками, сохраняя безупречный моральный вид и респектабельность. По его «экономической» теории, можно пойти на что-нибудь ради собственной выгоды. Не случайно Раскольников сразу ощутил: если довести до логического конца соображения Лужина, то выйдет, что людей и убивать можно.
Итак, значит, это Лужин живет по его теории об исключительной личности — Наполеон, которому все дозволено.
Свидригайлов, услышав исповедь Раскольникова перед Соней, указал, что они с Родионом «одного поля ягоды». Но, в отличие от Раскольникова, Свидригайлов не мучился вопросом о том, действительно ли так устроен мир неравенства. Он жил по теории о вседозволенности для тех, кто имеет деньги и власть.
И только решительное «нет» Дуни и ее выстрел заставили увидеть: не все можно купить. Более того: то, что продается, автоматически становится ненастоящим. Так перед ним раскрылась пропасть, в которую давно упала его жизнь, может, поэтому он и совершил самоубийство).
ІІІ. «Антиподы» Раскольникова. (К «антиподам» относят Разумихина, Порфирия Петровича и Соню. Все эти образы отображают разные стороны светлого в главном герое. Разумихин — друг Раскольникова, который ценил в нем доброту, трудолюбие, талант. Это своего рода возможный путь развития и жизнь главного героя.
Не случайно именно его избирает Дуня, сестра Раскольникова.
Порфирий Петрович — следователь, который ведет дело об убийстве Алены Ивановны, — человек умный, как и сам Раскольников. Не случайно их раздумья совпадают, они имеют одинаковую логику. Но Порфирий Петрович оценивает факты с точки зрения закона, которым руководствуется в жизни.
Это возможная карьера самого Раскольникова, если бы он избрал путь Порфирия Петровича.
Соня — не просто по-иному повторяет преступление Раскольникова. Ее преступление против морали — это и преступление против себя, своей души. Вот только, в отличие от Раскольникова, она точно знает и умоляет Бога простить ее, так как она это делает не ради себя, а для спасения близких. Соня — это воплощение христианской морали, которая должна руководить жизнью человеком при любых обстоятельствах.
Только тогда человек не ошибется, не подвергнется на ухищрениям «лукавого ума человеческого». Именно Соня спасает Раскольникова большой силой христианской любви.
Понимание Достоевским сущности искусства было причиной создания особых форм реалистического творчества. Произведения Достоевского — свидетельства того, что он объединял в себе как художник силу гениального психолога, интеллектуальную глубину мыслителя и страстность публициста. В произведениях писателя реалистические сцены страданий объединяются с философской символикой, публицистические газетные факты — с фантастикой, логические абстрагированные категории — с интуитивными элементами.
Достоевский обогатил жанр реалистического романа XIX столетия новыми художественными особенностями. Любимый метод писателя — собрать большое количество своих героев в одно место и заставить раскрываться их образы в столкновении чувств и идей, будто без вмешательства автора-рассказчика.
Романам Достоевского был присущ полифонизм как метод художественного мышления. При этом достигалось, с одной стороны, ощущение многочисленности собеседников, с другой — раздельность каждого голоса, который вел свою тему самостоятельно, почти равноправно с голосом автора. В пределах преступно-авантюрного сюжета возникали глубинные идеологические, социально-философские проблемы.
Сами преступные сюжеты романов Достоевского несли не просто информативную функцию, но и, воплощая объективные законы тогдашнего общества, отображали художественную концепцию Достоевского, его мировоззрение.
В чем смыл протеста Родиона Раскольникова в романе «Преступление и наказание»