В чем смысл упоминания Петербурга в комедии «Ревизор»?

Скажу еще, что Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал, я его вообразил гораздо красивее, великолепнее, и слухи, которые распускали другие о нем, также лживы… Н. В. Гоголь Петербург для героев «Ревизора», провинциальных жителей, не просто столица, но прекрасный город, где живут царь и важные чиновники, где кипит светская жизнь, где рождается мода, где можно увидеть знаменитых сочинителей, которые печатаются в журналах, — одним словом, Петербург — это розовая мечта для наивных провинциалов: «Ведь только в столице бонтон

и нет провинциальных гусей» . Жена городничего в ожидании Хлестакова очень волнуется и говорит дочери: «Машенька, нам нужно теперь заняться туалетом. Он столичная штучка: боже сохрани, чтобы чего-нибудь не осмеял» . После беседы с петербургским гостем обе дамы в восторге: «Но только какое тонкое обращение! Сейчас можно увидеть столичную штучку.

Приемы и все это такое» . Да, в Петербурге все не как в обычной жизни. Вот как городничиха представляет свою будущую жизнь в столице: «Я не иначе хочу, чтоб наш дом был первый в столице и чтоб у меня в комнате было такое амбре, чтоб нельзя было войти и нужно бы только

этак зажмурить глаза» . Получается совершенная бессмыслица: благовоние воспринимается не носом, а закрытыми глазами. Наивность подобных ожиданий и рассуждений делает их смешными, ибо образованный читатель понимает, что такой взгляд на Петербург далек от действительности.

Город-мечта возникает в «сцене вранья» Хлестакова, и все слушатели верят вдохновенному обманщику, потому что представляют столицу именно так, как живописует ее Хлестаков: кругом департаменты, главнокомандующие расхаживают по улицам, театры с хорошенькими актрисами, Пушкин и барон Брамбеус доступны для всех желающих с ними поговорить, наконец, великолепные балы, где дипломаты играют в вист. Городничий, почти став родственником важного петербургского чиновника, предполагает переселиться в Петербург, «влезть в генералы» и воображает свою жизнь совершенно в духе Хлестакова: «Обедаешь где-нибудь у губернатора, а там — стой, городничий… Вот что, канальство, заманчиво!» . В городе-мечте и люди живут невообразимые: будущий зять городничего такой, «что и на свете еще не было, что может все сделать, все, все, все!» . Для испуганных жителей уездного города Хлестаков невольно стал представителем далекой столичной власти, перед которой дрожат местные чиновники, помещики, в которую верят просители.

Хлестаков недаром служит в департаменте. Он успешно усвоил манеры и нравы столичного чиновного мира: карьерные амбиции, спесь по отношению к нижестоящим и подобострастие по отношению к начальству, самоуправство, взяточничество. Однако власть Хлестакова — такой же мираж, как и представление уездных жителей о Петербурге.

А реальная столица похожа на любой большой город России, где живут самые разные люди, богатые и бедные, в числе последних в скромной квартире на четвертом этаже, то есть под самой крышей, обитает сам Хлестаков. Замечательное описание непарадного Петербурга находится в монологе Осипа: «Ну, кто ж спорит: конечно, если пойдет на правду, так житье в Питере лучше всего. Деньги бы только были, а жизнь тонкая и политичная: кеятры, собаки тебе танцуют, и все что хочешь.

Разговаривает все на такой тонкой деликатности, что разве только дворянству уступит; компании захотел — ступай в лавочку: nам тебе кавалер расскажет про лагери и объявит, что всякая звезда значит на небе, так вот как на ладони все видишь. Старуха офицерша забредет; горничная иной раз заглянет такая…» . Но этот реальный город не интересует провинциальных жителей, они предпочитают верить в мечту. Одновременно Петербург в «Ревизоре» — олицетворение государственной власти, могущества и силы России. Городские помещики Бобчинский и Добчинский боятся ревизора, хотя не имеют никакого отношения к государственной службе, потому что, «когда вельможа говорит, чувствуешь страх» . На аудиенции Бобчинский просит чиновника из Петербурга сказать «всем вельможам разным: сенаторам и адмиралам, что вот… живет в таком-то городе Петр Иванович Бобчинский» . Эта странная просьба показывает, что наивный провинциал верит: и наказания, и благодеяния исходят из Петербурга.

Далекий Петербург становится символом высшей справедливости для всех обиженных жителей провинциального города N. поэтому они так стремятся попасть на прием к столичному ревизору.

Появление жандарма из Петербурга в конце комедии пугает до столбняка всех местных чиновников: они понимают, что час расплаты пришел. Именно так объяснял драматург смысл «немой сцены». В «Ревизоре» Гоголь выразил свое убеждение в высшей государственной справедливости, но это убеждение недолго «грело» писателя: важные государственные чиновники похожи на «отцов города» N тем, что совершенно не интересуются нуждами простых людей; их больше всего заботит свое собственное благоустройство в жизни «на счет сумм нежно любимого ими отечества» . В последующих произведениях «значительное лицо» прогоняет Акакия Акакиевича Башмачкина, просящего найти шинель ; а вежливый петербургский министр так ничего и не сделал для солдата-героя и инвалида Отечественной войны капитана Копейкина. В заключение следует сказать, что некоторые современники Гоголя утверждали, что в «Ревизоре» драматург, по цензурным соображениям, под видом уездного города изобразил Петербург. Вряд ли с такой точкой зрения можно согласиться: в комедии город N — обобщенный город, как утверждал автор, «сборный город всей темной стороны». Он мало похож на какой-то конкретный город уже потому, что «отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь» . В повести «Невский проспект» Гоголь изобразил петербургскую жизнь призрачной и обманчивой.

В начале повести писатель остроумно рисует главную улицу Петербурга с утра до вечера — это смена пешеходов разного звания: нищие, рабочий люд, дети, светские бездельники, чиновники, искатели развлечений и приключений. А в конце повести Гоголь заявляет, что пешеходы Невского проспекта совсем не то, чем кажутся: «Все обман, все мечта! Он лжет во всякое время, этот Невский проспект…». То же случается и в «Ревизоре». Хлестаков стал для жителей города N символом Петербурга. Перед ним все дрожит и благоговеет, ему дают взятки и прошения, а он оказался не ревизором, а пустышкой.

Иными словами, персонажи комедии живут, по словам Аполлона Григорьева, «миражной жизнью», которая отражает в конце концов фантастическую искаженность русской действительности: «Форма без содержания, движение без цели, внешность интересов и, стало быть, пустота их… Страшная, мрачная картина…».




В чем смысл упоминания Петербурга в комедии «Ревизор»?