В чем состоит новаторство Гоголя при выбо­ре темы и героя повести «Шинель»?

В чем состоит новаторство Гоголя при выбо­ре темы и героя повести «Шинель»?

Укажите наиболее важные черты созданного писателем персонажа.

Это произведение входит в цикл так называемых пе­тербургских повестей Гоголя. Оно стало этапным для всей русской реалистической литературы. Гоголь ста­вит забитого, никем не замечаемого, многими прези­раемого и во многих отношениях «маленького» человека на один уровень с традиционными героями «возвышен­ного» и даже романтического плана.

Всепоглощающая страсть, почти маниакальное

стремление романти­ческого героя к заветной цели у Акакия Акакиевича Башмачкина находят воплощение в скромном и цело­мудренно скрываемом от посторонних, но по-своему не­удержимом, страстном желании сшить себе новую ши­нель.

Шинель — не излишество, а насущная необходимость для Акакия Акакиевича. Но в связи с нею он впервые за долгие годы жизни подумал о себе и посмотрел вокруг себя. Шинель для героя означает выход на некие новые духовные рубежи жизни.

Она могла бы существенно повысить его социальный статус, а главное — дала воз­можность раскрыться неведомым сторонам души, по­чувствовать себя человеком.

Нечто подобное отчаянно­му вдохновению испытывает герой, решаясь на покупку шинели, все силы и средства долгое время направляет на осуществление мечты, шинель стала для него подо­бием «божества», возлюбленной. Тем самым в расска­зе утверждается мысль о равных правах всех людей на уважение и признание их неповторимых особенностей, как бы низко ни находился человек на социальной лест­нице, каким бы ни казался он с чьей-то точки зрения примитивным и неинтересным.

Писатель остается верным реалистическим принци­пам повествования. Он не наделяет «обновленного» Ака­кия Акакиевича более совершенной речью, изощренны­ми чувствами. Но в нужный момент звучат авторские слова, объясняющие, раскрывающие истинный смысл переживаний и состояния героя, которые он сам не в си­лах выразить: «»Оставьте меня, зачем вы меня обижае­те» — и в этих проникающих словах звенели другие сло­ва: «я брат твой»», — поясняет повествователь.

Автор обращает ко всем людям призыв к сострада­нию, гуманному отношению к униженному, забитому существу. Он становится в рассказе единственным за­щитником героя от бессердечия. Мысль о необходимо­сти менять отношения в мире символически воплоща­ют фантастические сцены, когда мертвый Башмачкин расправляется со «значительными лицами».




В чем состоит новаторство Гоголя при выбо­ре темы и героя повести «Шинель»?