В чем состоит правда о Великой Отечественной войне, представленная в поэме «Василий Теркин»?
В статье «Как был написан «Василий Теркин»» Твардовский рассказал историю появления легендарного литературного героя в белофинскую войну 1939 — 1940 годов. Тогда авторы фронтовой газеты «На страже Родины» придумали имя и характер для умелого, никогда не унывающего бойца. Имя — с намеком на опытность, бывалость, «тертость»; характер — смелый, жизнерадостный, находчивый. Вася Теркин был условным, непритязательным, полулубочным персонажем-бойцом, он переходил из одного фельетона в другой и стал постоянным героем веселых
Твардовский приводит в статье пример иллюстрированного рассказа-шутки «Как Вася Теркин «языка» добыл»: Вася замаскировался под сугроб, белофинский лыжник наехал на этот сугроб, упал и был взят в плен: Так в разведке очень ловко, Применивши маскировку, Добыл Теркин «языка» И доставил в штаб полка. Сам поэт не относился к Васе Теркину серьезно, поэтому во вступлении к серии фельетонов герой представлен богатырем, весельчаком, любителем поесть и повоевать: Но зато не бережет Богатырской силы И врагов на штык берет, Как снопы на вилы. Одним словом, Вася Теркин —
Парень в этом роде В каждой роте есть всегда, Да и в каждом взводе. Теперь задача поэта несравненно труднее — не просто показать удачные приключения неунывающего русского богатыря, а раскрыть характер воюющего народа. Для этого в большинстве глав поэмы описываются обычные эпизоды тяжелой и опасной солдатской жизни во время Великой Отечественной войны.
Характерна в указанном смысле глава » Бой в болоте», содержание которой как бы вступает в спор с шутливым описанием подвигов прежнего Васи Теркина: Заключить теперь нельзя ли, Что, мол, горе не беда, Что ребята встали, взяли Деревушку без труда? Что с удачей постоянной Теркин подвиг совершил: Русской ложкой деревянной Восемь фрицев уложил! Твардовский хорошо понимал: Отечественная война, война за национальную независимость, принципиально отличается от локальной советско-финской кампании и требует совсем другого изображения:
Нет, товарищ, скажем прямо: Был он долог до тоски, Летний бой за этот самый Населенный пункт Борки. Бой местного значения автор приравнивает к великой битве за Сталинград, потому что тут и там солдаты воевали и умирали за Родину: И в трясине, в ржавой каше, Безответно — в счет, не в счет — Шли, ползли, лежали наши Днем и ночью напролет… И в глуши, в бою безвестном В сосняке, в кустах сырых Смертью праведной и честной Пали многие из них.
В поэме, в отличие от подписей к комиксам, Твардовский не боится показывать лишения, тяготы войны и так выражает свое уважение красноармейцам, которые пережили все это и победили. Именно эта правда о войне становится для поэта главным предметом изображения. Автор рассказывает о неудавшейся переправе в главе «Переправа» или об отступлении сорок первого года в главе «Перед боем». Рассказывает без боязни, потому что знает, что советский народ обязательно победит в этой войне, священной для него, а значит, справедливой. Эту же мысль повторяет Теркин своим фронтовым товарищам: Не зарвемся — так прорвемся, Живы будем — не помрем.
Срок придет, назад вернемся, Что отдали — все вернем. Жизнь солдата на войне изображена Твардовским просто, без бодрых лозунгов и призывов. Поэт шутливо перечисляет темы своей книги: Про огонь, про снег, про танки, Про землянки да портянки, Про портянки да землянки, Про махорку и мороз… — И ни разу не упоминает привычных идеологических символов: коммуниста-политрука, красное знамя, присягу.
Наоборот, солдат думает на фронте о свежей воде, о простой пище, о сне, о семье и любви, ценит шутку-прибаутку, правду и, конечно, жизнь. Все перечисленное — обычные человеческие желания и потребности, но за этой внешней обыденностью и приземленностью скрыт истинный, непоказной патриотизм — чувство «стыдливое в русском, но в то же время лежащее в глубине души каждого» .
В главе «Кто стрелял?» описывается почти сказочный, но реальный военный эпизод: Теркин выстрелом из трехлинейной винтовки сбил немецкий бомбардировщик. Сей геройский поступок вроде напоминает прежние лихие подвиги Теркина — солдата белофинской войны. Но в «Книге про бойца» автора интересует не столько смелый поступок Теркина, сколько душевное состояние бойцов в окопах: сначала жужжание майского жука навеяло воспоминания о мирной весне, но оно быстро сменилось страшными звуками авианалета, и бойцы сполна ощутили, что значит «и смерть, и ад со всех сторон» : Смерть грохочет в перепонках, И далек, далек, далек Вечер тот и та девчонка, Что любил ты и берег.
И друзей, и близких лица, Дом родной, сучок в стене… Здесь уже нет и следа «веселой» войны, реальная война становится тяжелейшим психологическим и физическим испытанием для человека. Чем ближе конец «годины горькой» и, значит, финал книги, тем чаще Твардовский показывает страдания людей, человеческие трагедии. Теркин всю войну вспоминает родину, что «томится под врагом», и поэтому, форсировав Днепр в верховьях, то есть фактически освободив родной смоленский край, он, к удивлению друзей-бойцов, плачет: Мать-земля моя родная, Вся смоленская родня, Ты прости, за что — не знаю, Только ты прости меня!
Безысходное горе чувствует солдат-сирота, который на месте своей деревни увидел только пустырь, заросший многолетним бурьяном: А у нашего солдата, — Хоть сейчас войне отбой, — Ни окошка нет, ни хаты, Ни хозяйки, хоть женатый, Ни сынка, а был, ребята, — Рисовал дома с трубой… В поэме Твардовского нет нарочитой патетики, казенного оптимизма. Например, проникновенные слова о Родине появляются в поэме в связи с заурядным эпизодом: боец из теркинского взвода потерял «все на свете и кисет». Теркин, желая подбодрить товарища, рассуждает:
Потерять кисет с махоркой, Если некому пошить, — Я не спорю, — тоже горько, Тяжело, но можно жить, Пережить беду-проруху, В кулаке держать табак… Но Россию, мать-старуху, Нам терять нельзя никак. Итак, поэма «Василий Теркин» — «энциклопедия солдатской жизни».
Это определение Твардовский прочитал в письме одного фронтовика. Конечно, для автора лестно получить подобный читательский отзыв, но он справедлив не во всем. Были еще стороны солдатской жизни в Великой Отечественной войне, которые поэт не показал: расстрелы за нарушение приказа №227 «Ни шагу назад!», деятельность СМЕРШа по разоблачению «шпионов» на передовой и т. п. Эту правду расскажут писатели, которые будут изображать войну спустя годы после победы: В. П. Некрасов, К. М. Симонов, В. О. Богомолов, В. Л. Кондратьев, В. П. Астафьев. Но бесспорно одно: Твардовский создал замечательное произведение об Отечественной войне во время войны.
Герой поэмы — народ, поэтому главное, что удалось автору, — это выразить народный взгляд на войну, взгляд несуетный и правдивый. Для поэта символом народа-победителя стал обыкновенный солдат, рядовой пехотинец. Его жизнь и ратный труд автор сделал понятными и близкими читателю, прославил его подвиг и пробудил чувство уважения, благодарности, любви к простому солдату, скромному и малозаметному. Как Отечественная война отличалась от финской кампании, так и Вася Теркин отличался от Василия Теркина.
Значение всенародного подвига в Великой Отечественной войне определило пафос «Книги про бойца»: Твардовский показал войну непарадную, неофициальную, зато настоящую. В поэме нет восхваления советского строя, нет образа коммуниста-идейного вдохновителя, который бы звал на подвиг, не упоминается даже имя Сталина, зато есть война ротного и батальонного уровня, где простой боец — личность, от него зависит победа. Не случайно в поэме не описываются, а только упоминаются великие сражения Отечественной войны под Москвой, под Сталинградом, под Курском и т. д., где действовали целые фронты и армии.
В чем состоит правда о Великой Отечественной войне, представленная в поэме «Василий Теркин»?