В чем состоит значение образа Владимира Лен­ского в романе «Евгений Онегин»?

В чем состоит значение образа Владимира Лен­ского в романе «Евгений Онегин»? Как этот персонаж помогает понять главных героев произведения?

Судьба Владимира Ленского имеет для писателя са­мостоятельное значение. Прежде всего, его смерть на дуэли — кульминационное событие сюжета. Смерть Ленского была предсказана ранее, во сне Татьяны, и не раз вспоминается позже. Этот образ отдельными свои­ми сторонами как бы прилегает, повторяет, копирует центральную пару персонажей и автора. С Онегиным Ленского сближает уже семантика фамилий,

имею­щих «северное», «речное» звучание.

Не случайно, что при всей разности жизненного опыта, характеров, воз­зрений все же «они сошлись». С Татьяной же они по­хожи многим: возрастом, исконно русской семантикой имен, воспитаны на западных романтических литера­турных образцах, далеки от среды, в которой живут, мечтательны и странны, неопытны, отчего ошибаются в своем первоначальном выборе. Не случайно же иску­шенный и умный Онегин заметил, что Татьяна гораздо больше подходит Ленскому, чем Ольга: «Я выбрал бы другую, / Когда бы был, как ты, поэт».

Наконец, Оне­гин сыграл в их судьбе сходную роковую

роль. Сначала он «убил» романтически настроенную Татьяну:

Блистая взорами, Евгений Стоит подобно грозной тени,

И, как огнем обожжена,

Остановилася она.

Затем — самого Поэта-романтика. И позже Татья­на говорит себе, что в Онегине она должна ненавидеть «убийцу брата своего».

Автор рассуждает о двух вариантах будущего Лен­ского. При этом первым называется достойный, высо­кий путь: «Быть может, он для блага мира / Иль хоть для славы был рожден». Разумеется, герой не был за­страхован и от иного.

Незавершенное в нем должно «доразвиться» в героях, оставшихся жить, и в авторе.

Онегину еще предстоит пройти через «убийственный выстрел», теперь уже в него. Впрочем, следует понять, что Татья­на сурова вынужденно: слишком далеко заходит Онегин в покушении на непререкаемые для нее ценности и пра­вила. Этот «выстрел», следовательно, правильнее считать «самоубийственным», спровоцированным самим героем. И его задача — стать в духовном смысле тем, чем мог бы стать убитый им Ленский и чего по-своему достиг­ла Татьяна: она реализовала не пошлый вариант семей­ной жизни, а возвышенно одухотворенный, достойный уважения своей моральной высотой, общественно-значимый, по мнению писателя.

Многообразны и связи Ленского с развивающимся образом автора. Упоминаемые в романе жанры, темы, настроения стихов Ленского близки тем, которые мож­но обнаружить в раннем творчестве самого Пушкина. Идеал красоты юного поэта не был вовсе и всегда чужд Пушкину, который, с иронией нарисовав портрет Оль­ги, замечает: «Я прежде сам его любил, / Но надоел он мне безмерно».

Расставаясь с Ленским, поэт незаметно переходит к рассуждениям о своем творчестве, судьбе, говорит о пе­реходе к иным принципам творчества: «Лета к суровой прозе клонят, / Лета шалунью-рифму гонят». Но при этом надеется сохранить то, чем так дороги ему Лен­ский, уходящая молодость, романтически окрашенная поэзия:

А ты, младое вдохновенье,

Волнуй мое воображенье,

Дремоту сердца оживляй,

В мой угол чаще прилетай,

Не дай остыть душе поэта,

Ожесточиться, очерстветь…




В чем состоит значение образа Владимира Лен­ского в романе «Евгений Онегин»?