В чем трагедия «Бесприданницы»?

Что становится главной трагедией героини пьесы «Беспри­данница» и судьбы каких героинь русской литературы склады­ваются трагически по тем же причинам?

Лариса Огудалова в пьесе А. Н. Островского «Беспридан­ница» — натура возвышенная и утонченная. Красивая и талант­ливая, она привлекает мужские сердца. В маленьком провин­циальном городе, там, где нет ярких событий и шумной жизни, дом Огудаловых пользуется некоторой известностью.

Как говорят посещающие этот дом многочисленные мужчины, по­клонники Ларисы, в этом доме много

музыки, вольные нравы, а «барышня хорошенькая».

Девушка верит в чистую любовь и страстно влюблена в ба­рина Сергея Сергеевича Паратова, видя в нем идеал мужчины и героя.

Но в прагматичный век, когда правят власть денег и жажда наживы, она становится предметом нечистых помыслов и аван­тюрных планов «хозяев жизни» — местных богачей, купцов Кнурова и Вожеватова, и своего избранника — эгоиста и об­манщика Паратова. И даже сделавший предложение Ларисе жалкий чиновник Карандышев готов жениться на ней, беспри­даннице, лишь из тщеславия. Ему так хочется «повеличаться» и погордиться красивой женой

перед более удачливыми со­перниками.

В конце концов всеми обманутая и униженная Лариса пони­мает: ее назначение — быть «вещью». Что может быть оскорби­тельнее для порядочной девушки, чем тот факт, что ее разыгры­вают в «орел-решку» и открытым текстом предлагают «громад­ное содержание»? Она счастлива тем, что умирает, смертельно раненная своим женихом.

Она «любви искала и не нашла».

Тема несчастливой женской судьбы изображена также в творчестве других русских писателей-классиков. В стихот­ворении Н. А. Некрасова «В дороге» автор рисует загубленную жизнь молодой крестьянки. Ее ради забавы берет в свой дом прежний барин и воспитывает вместе с молодой барышней, помещичьей дочерью.

Но новому владельцу усадьбы кре­стьянка, получившая дворянское воспитание, пришлась не по сердцу. Он своей барской волей выдает ее замуж за молодого крепостного крестьянина, и героиня стихотворения попадает в грубую и бедную, чуждую среду, где и гибнет. И она, как и Ла­риса Огудалова, становится жертвой произвола и обречена на смерть из-за того, что ей нет защиты, у нее нет прав и нет места в этом мире.

Ущемленный в правах человек несчастен в мире социального неравенства. Слабая женщина в этом мире вдвойне несчастна: ведь у нее нет надежной защиты, устойчивого положения в се­мье. Гнет, имущественный, социальный и семейный, довлеет над ней и делает ее жертвой сильных и агрессивных людей и не­предсказуемых обстоятельств.




В чем трагедия «Бесприданницы»?