В чем трагедия «лермонтовского» поколения?

Даже далекий от искусства человек, обладающий критическим мышлением, рано или поздно размышляет о судьбе своего поколения. Для М. Ю. Лермонтов этот вопрос стоял особенно остро.

В «Монологе» юный поэт выразил свои мысли о поколении современников. Говоря о молодых аристократах-ровесниках, Лермонтов отмечает однообразие их жизни, бесцельность и безрадостность существования.

Такой образ жизни становится причиной разочарований.

Молодые люди теряют веру в дружбу, в любовь, у них нет желания наслаждаться простыми человеческими

радостями. В то же время автор подчеркивает: есть в его ровесниках «глубокие познания, жажда славы и пылкая любовь свободы». Но эти достоинства не востребованы обществом, в котором царит жестокость, насилие и пустота.

В «Монологе» Лермонтов сочувствует своему поколению, ведь оно не виновно в драматическом финале восстания декабристов, после которого в России началась политическая реакция.

Другие настроения поэт вложил в «Думу». Здесь автор нещадно судит сверстников за равнодушие к будущему Отчизны и собственной судьбе. В 30-х годах XIX столетия дворяне имели блестящее образование, обладали богатым

запасом знаний, которым, увы, не находили применения.

Аристократы тяготились этим бременем, но выхода не видели.

В начале жизненного пути ровесники Лермонтова стали свидетелями неудачной попытки первых революционеров сменить государственной устройство России. Несколько заговорщиков поплатились жизнью, другие — свободой. Были и такие, кто не выдержал тюрьмы, сибирской каторги и отрекся от собственных убеждений. Таким образом, они обогатили последующее поколение «ошибками отцов и поздним их умом».

В итоге пришедшие на смену стали все подвергать сомнению. Чужой опыт стал причиной неверия в перемены, в тщетность попыток что-либо изменить в самодержавной власти. Главным пороком современников Лермонтов считал отказ от борьбы и равнодушие к делам общества.

Безразличие лермонтовского поколения отразилось на неспособности к самопожертвованию во имя любви или ненависти. Молодые дворяне стали равнодушны к настоящему, скептически относились к будущему, не уважали прошлое.

Мне кажется, великий поэт излишне сурово относился к поколению современников. Все же они оставили свой след в истории, о чем свидетельствует поэзия самого Лермонтова — проникнутая духом мятежности и стремлением к высокому идеалу.




В чем трагедия «лермонтовского» поколения?