В чем заключается трагизм существования Печорина?
В чем заключается трагизм существования Печорина?
В романе «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов создал образ своего современника, человека эпохи 30-х годов, образ сложный, противоречивый, глубоко трагический.
И необычным является уже сам портрет героя. «С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трех, хотя после я готов был дать ему тридцать»,- замечает рассказчик. Он описывает крепкое телосложение Печорина и при этом тут же отмечает «нервическую слабость» его тела. Странный контраст представляют детская
Глаза Печорина «не смеялись, когда он смеялся». «Это признак — или злого нрава, или глубокой постоянной грусти»,- замечает рассказчик.
Печорин — герой-романтик, человек исключительных способностей, натура незаурядная, сильный, волевой характер. Он превосходит окружающих своим интеллектом, разносторонним образованием, познаниями в области литературы и философии. Он наделен глубоким аналитическим умом, критически оценивает все социальные явления.
Так, о своем поколении он замечает: «Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества,
В душе его появляется отвращение к этим людям, он чувствует себя чужим в этом мире. Но при том точно так же Печорин далек и от мира «простых людей».
Раскрывая противоречивость внутреннего облика Печорина, писатель показывает, что он лишен непосредственности и целостности чувств, характерных для простых людей, для «детей природы». Вторгшись в мир горцев, он губит Бэлу, разоряет гнездо «честных контрабандистов». Он обижает Максима Максимыча. При этом Печорин не лишен добрых порывов.
На вечере у Лиговских ему «стало жаль Веру». В последнее свидание с Мери сострадание охватило его с такой силой, что «еще минута» — и он бы «упал к ногам ее». Рискуя жизнью, он первый бросился в хату убийцы Вулич а. Герой симпатизирует сосланным на Кавказ декабристам.
Однако добрые порывы его так и остаются порывами. «Злодейства» же свои Григорий Александрович всегда доводит до логического завершения. Он нарушает семейный покой Веры, оскорбляет достоинство Мери. На дуэли он убивает Грушницкого, специально выбрав для дуэли такое место, чтобы один из них не вернулся. Печорин проявляет себя по преимуществу как злая, эгоцентрическая сила, приносящая людям лишь одни страдания и несчастья. «Рожденный для высокой цели», он растрачивает свои силы на поступки, недостойные настоящего человека.
Вместо активной, осмысленной деятельности Печорин ведет борьбу с отдельными лицами, встречающимися на его пути. Эта борьба в основе своей мелочна, бесцельна. Когда герой оценивает свои поступки, то сам приходит к печальному выводу; «В этой напрасной борьбе я истощил и жар души, и постоянство воли, необходимое для действительной жизни».
Страстно жаждущий идеала, но не нашедший его, он спрашивает: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?… А, верно, она существовала и, верно, мне было назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные; но я не угадал назначенья, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений, лучший цвет жизни».
Свои взгляды герой раскрывает в своем дневнике. Счастье для него — это «насыщенная гордость». Страдания и радости других он воспринимает «только в отношении к себе» как пищу, поддерживающую его душевные силы.
Жить Печорину «скучно и гадко». Сомнения опустошили его до того, что у него осталось только два убеждения: рождение — несчастье, и смерть неизбежна. Чувство любви и потребность в дружбе в представлении Печорина давно уже потеряли свою ценность. «Из двух друзей один всегда раб другого», — считает он.
Любовь для героя — удовлетворенное честолюбие, «сладкая пища.. гордости». «Возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха — не есть ли первый признак и торжество власти?» — пишет Печорин.
Положение и судьба героя трагические. Он ни во что не верит, не может обрести жизненной цели, единства с людьми. Эгоизм, своеволие, отсутствие творческого начала в жизни — в этом подлинная трагедия Печорина. Но моральный облик героя сформирован современным ему обществом. Как и Онегин, это «лишний человек», «эгоист поневоле».
Именно об этом говорит роман Лермонтова. «Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля: пусть взрыхлит ее страдание и оросит благодатный дождь, — и она произрастит из себя пышные, роскошные цветы небесной любви…», — писал В. Г. Белинский. Однако само «страдание» Печорина как раз и является невозможным для него.
И в этом заключается не только парадоксальность данного образа, но и его трагизм.
Раскрывая внутренний облик героя, автор использует различные художественные средства. Мы видим подробный портрет героя, читаем его дневник. Печорин изображен на фоне других персонажей. Речь Печорина пестрит афоризмами: «Зло порождает зло», «Из двух друзей один раб другого», «Женщины любят только тех, которых не знают».
Поэтичность героя, его любовь к природе автор подчеркивает с помощью пейзажей. Раскрывая своеобразие натуры Печорина, Лермонтов использует характерные эпитеты: «силы необъятные», «воображение беспокойное», сердце «ненасытное», назначение «высокое».
Создавая образ Печорина, Лермонтов писал «портрет, составленный из пороков целого поколения». Это был и упрек лучшим людям своей эпохи, и одновременно призыв к активной деятельности. Такова авторская позиция в романе.
В чем заключается трагизм существования Печорина?