В этнографическом музее

Национальная одежда — это святыня каждого народа. Вышитая рубашка, вышитое полотенце, платок — издавна считаются святым подарком, когда кто-то отправляется в далекую дорогу. Уважение к одежде — это уважение к своему роду, нации в целом. Наши предки считали, что небрежение национальной одеждой приводит к потере духовности.

Из древних веков пришло, что одежда украинцев должна был быть светлой и вышитой. Почему так? Что за тайна в непременном стремлении украсить свой быт?

Ведь везде в Украине красили дома, украшали полотенцами. Это

была традиция, которую лелеяли и оберегали. Рисунки — не произвольный набор линий и цветов, в каждой вышивке отображено представления человека о жизни и окружающей среде.

Рубашка была и остается главной одеждой человека, о чем свидетельствуют давние присказки: «Своя рубашка ближе к телу», «Счастливый, так как в рубашке родился». Считается, что рубашка, которая непосредственно облегает тело, является проводником магической силы, скрытой в человеке. Рубашка у мужчин и у женщин имела символическое значение оберега от злых ветров и нехорошего глаза. Вот почему при изготовлении рубашки нужно было придерживаться

целого ряда предостережений и магических действий.

Платок тоже издавна играл важную оберегающую функцию. Видимо поэтому он так широко используется в украинском свадебном обряде, начиная со сватания, когда девушка в знак согласия поднимала старостам платок на хлебе, и заканчивая «покрыванием» молодой, такой платок женщина сохраняла всю жизнь. Нужно изучать и возвращать давние традиции ношения одежды, чтобы мы тоже научились жить в такой же гармонии с окружающим миром, как и наши предки.

Благодаря стараниям учителей нашей школы был создан этнографический музей «Слобожанский дом». Они вместе с учениками организовывали своеобразные туристско-краеведческие походы и приносили много интересных экспонатов для музея.

Переступаешь порог и оказываешься в старой опрятной хате. Ее интерьер был восстановлен по рисункам, фотографиям и рассказам.

Сразу над дверями — вешалка с деревянными колышками. Она предназначена для мужских шапок. По правую сторону на стене — небольшая полка со старыми книжками и календарями, на почетном месте — «Кобзарь» Т. Шевченко.

Дальше разрисованный сундук, под окном против печи стол, за столом лавка, застеленная ряденцем — тканым пестрым покрывалом.

По левую сторону от порога висит полка для посуды с мисками, ложками. Немного дальше напротив стола — печь с шестком, лежанкой и плитой. Отверстие печи закрыто заслонкой, самая печь разрисована цветами, петушками, листвой.

В подпечии — дрова и два утюга: один обычный металлический, который нагревается на плите, а второй нагревается древесный углем. На плите — котелки, горшки. В уголке возле печи — кочерга, ухват, деревянная лопата для хлеба. Возле лежанки пол застелен покрывалом.

Здесь же подвешена жердь для одежды, рядом висит детская колыбель. Над колыбелью венчик из двенадцати «шишек» хмеля, чтобы ребенок хорошо спал.

А в самом уголке под потолком — две иконы, украшенные полотенцами, перед ними лампадка, которую зажигают в праздничные дни. Здесь же находится лавка, на которую перед Рождеством, в Сочельник ставят кутью и Дидуха. От всех предметов веет чем-то таким добрым и приятным.

Кувшины, например, сохраняют сладкий запах молока, глиняные миски — запах разных кушаний.

Приятно посещать музей еще и потому, что каждую вещь можно взять в руки и будто побывать в прошлом — таком интересном и неповторимом.




В этнографическом музее