В. Г. Белинский писал о том, что «Евгений Онегин» А. С. Пушкина — одно из немногих произведений, в которых «личность поэта отразилась бы с такою полнотою, светло и ясно»

1. В. Г. Белинский о романе. 2. Сравнение Евгения Онегина и автора. 3. Лирические отступления автора.

4. Пушкин — писатель-реалист.

Всегда я рад заметить разность Между Онегиным и мной… А. С. Пушкин

Роман «Евгений Онегин» можно по праву назвать одним из самых выдающихся произведений А. С. Пушкина. В статье В. Г. Белинского, посвященной роману в стихах написано: «»Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и можно указать слишком на немногие творения, в которых личность поэта отразилась

бы с такою полнотою, светло и ясно, как отразилась в «Онегине» личность Пушкина. Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы…

Не говоря уже об эстетическом достоинстве «Онегина», этот роман имеет для нас, русских, огромное историческое и общественное значение».

Я считаю, что «Евгений Онегин» — это уникальное произведение во всех отношениях. Пушкин отразил в этом романе современную ему эпоху, во всех деталях показал трагичность судеб главных героев. Известный критик XIX века в своей статье делает вывод, который известен всем и каждому, кто хоть немного знаком

с произведением: «»Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением».

Как известно, Пушкин потратил на создание романа много лет и считал ее одним из своих самых удачных произведений. В «Евгении Онегине» автор не просто описывает судьбы своих персонажей. Он отражает колорит своей эпохи, показывает читателю жизнь всех слоев населения, начиная от крестьянства и заканчивая дворянством.

Сам Пушкин относится к своему творению, как к плоду «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет».

Лирические отступления рисуют перед нами образ самого автора. Текст содержит двадцать семь крупных и пятьдесят мелких отступлений автора. У любого маломальскими внимательного читателя после прочтения произведения сразу появляется вопрос: кто же главный герой — Евгений Онегин или сам Пушкин?».

Мнения литературоведов разделяются, но все же большинство оставляют предпочтение автору. Но лично мое мнение, что главных героев двое. О них обоих читатель узнает очень много. Их сходство несомненно, но все же образов два. Пушкин называет Онегина «добрый мой приятель» неслучайно.

Он действительно относится к своему герою, как к другу. Говоря об Онегине, автор часто употребляет местоимение «мы»: «Страстей игру мы знали оба, / Томила, жизнь обоих нас, / В обоих сердца жар угас…».

Читатель, знакомый с творчеством великого поэта, наверняка обратит внимание на то, что, описывая умения своего героя, Пушкин рассказывает читателю о себе самом. Оба молодых человека были воспитаны французами-гувернерами, оба вели праздный образ жизни в Петербурге, у них есть общие друзья и знакомые.

Пушкин просит читателя «заметить разность» между ним и Онегиным. И действительно, в отличие от автора главный герой «не мог ямба от хорея, как мы ни бились, отличить». Онегина не увлекает красота природы. Пушкин и в этом совсем не похож на своего героя.

Он напротив не устает ей восхищаться. Именно автор подмечает: «Деревня, где скучал Онегин, была прелестный уголок». К театру отношение двух героев тоже различно.

Для Пушкина — это волшебное место, именно по нему поэт так тоскует, находясь в ссылке. Евгений занимается в театре своим любимым делом:

Идет меж кресел по ногам,

Двойной лорнет скосясь наводит

На ложи незнакомых дам.

Его не интересует сам театр. Онегин во всем преследует материальный интерес, поэтому игра актеров вызывает у него только зевоту. Если сравнивать Онегина и Пушкина подробнее, то автор всегда оказывается любознательнее своего героя.

Еще один замечательный пример различия двух характеров — автора и его героя — это лирическое отступление о женских ножках. Пушкин очень любил женщин и никогда не скрывал этого. Онегиным же овладела «хандра» и даже прелесть милых барышень перестала его привлекать.

Но в эпизоде, в котором автор восхищается женскими ножками, вообще нет упоминания об Онегине. Я думаю, что автор просто не желает слишком много времени уделять рассказу о негативном отношении своего героя к жизни. Пушкину гораздо приятнее насладиться собственной радостью, чем рассказывать о чужой апатии:

Люблю я бешеную младость,

И тесноту, и блеск, и радость,

И дам обдуманный наряд;

Люблю их ножки…

У автора в романе две очень важные роли: первая — повествователя, вторая — критика. Он говорит о том, что не считает свой роман чем-то выдающимся. По мнению автора, произведение должно быть подвергнуто строжайшему анализу.

Образ Евгения Онегина создан Пушкиным по своему собственному усмотрению. Его герой далеко не идеален:

Порок любезен, и в романе,

И там уж торжествует он.

Автор, безусловно, счастливый человек. У него есть все, о чем только может мечтать любой: радость, любовь, творчество, дружба. Но, к сожалению, у Пушкина нет самого главного, того, что как раз есть у его героя — свободы.

Отношение к этому богатству также различает Онегина и Пушкина. Поэт вынужден отправиться в ссылку. Ему остается только мечтать о независимости. Евгений не придает особого значения своей свободе.

Ему все наскучило, поэтому оценить ее он не в состоянии. Онегина ничего в этом мире не привлекает. Он не умеет просто радоваться жизни, и отсюда все его проблемы.

Татьяну, единственного человека, который предан ему всем сердцем, Онегин отвергает. Отношение Пушкина к героине полностью противоположное: «Я так люблю Татьяну милую мою». Несмотря на свой юный возраст, Татьяна для автора — идеал русской женщины, которая «от небес одарена воображением мятежным, умом и волею живой, и своенравной головой, и сердцем, пламенным и нежным».

Пушкин пишет, что для него очень дорого письмо любимой героини, что он без конца его перечитывает.

Пушкин жалеет свою Татьяну, которая из-за своей неопытности попала «в руки модного тирана». Великий поэт не любит канонов, поэтому стандартная концовка — «они жили долго и счастливо и умерли в один день» — не для него. Пушкин в своем романе всеми силами пытается показать, что реальный мир совсем не похож на сказочный. В нем бывают и печальные финалы:

Тогда роман на старый лад

Займет веселый мой закат.

Не муки тайные злодейства

Я грозно в нем изображу…

В последних строфах романа «Евгений Онегин» автор вспоминает тех людей, которым он читал первые главы своего творения, и которые были для него очень дороги. Пушкин и Онегин, казалось бы, совсем разные, но у них есть одно сходство. Они оба недовольны государственным устройством России и всеми ее порядками. Великий поэт был в первую очередь гражданином и, как любого патриота, его не могла не волновать судьба родины. Кто-то из друзей Пушкина считал, что автор выдающегося романа написал портрет Ленского с самого себя.

Но любой наблюдательный читатель скажет, что это не так. Автор открыто насмехался над своим романтически настроенным героем:

Во многом он бы изменился,

Расстался б с музами, женился, В деревне, счастлив и рогат,

Носил бы стеганый халат.

Пушкин никогда не был мечтательным человеком. И, наверно, поэтому автору ближе его бунтующий герой, которого сначала он даже хотел сделать декабристом. Пушкин, как и Евгений Онегин, — герой своего времени.

Своими произведениями он действительно воздвиг себе «памятник нерукотворный».




В. Г. Белинский писал о том, что «Евгений Онегин» А. С. Пушкина — одно из немногих произведений, в которых «личность поэта отразилась бы с такою полнотою, светло и ясно»