В. Г. Белинский писал о том, что «Евгений Онегин» А. С. Пушкина — одно из немногих произведений, в которых «личность поэта отразилась бы с такою полнотою, светло и ясно»
1. В. Г. Белинский о романе. 2. Сравнение Евгения Онегина и автора. 3. Лирические отступления автора.
4. Пушкин — писатель-реалист.
Всегда я рад заметить разность Между Онегиным и мной… А. С. Пушкин
Роман «Евгений Онегин» можно по праву назвать одним из самых выдающихся произведений А. С. Пушкина. В статье В. Г. Белинского, посвященной роману в стихах написано: «»Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и можно указать слишком на немногие творения, в которых личность поэта отразилась
Не говоря уже об эстетическом достоинстве «Онегина», этот роман имеет для нас, русских, огромное историческое и общественное значение».
Я считаю, что «Евгений Онегин» — это уникальное произведение во всех отношениях. Пушкин отразил в этом романе современную ему эпоху, во всех деталях показал трагичность судеб главных героев. Известный критик XIX века в своей статье делает вывод, который известен всем и каждому, кто хоть немного знаком
Как известно, Пушкин потратил на создание романа много лет и считал ее одним из своих самых удачных произведений. В «Евгении Онегине» автор не просто описывает судьбы своих персонажей. Он отражает колорит своей эпохи, показывает читателю жизнь всех слоев населения, начиная от крестьянства и заканчивая дворянством.
Сам Пушкин относится к своему творению, как к плоду «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет».
Лирические отступления рисуют перед нами образ самого автора. Текст содержит двадцать семь крупных и пятьдесят мелких отступлений автора. У любого маломальскими внимательного читателя после прочтения произведения сразу появляется вопрос: кто же главный герой — Евгений Онегин или сам Пушкин?».
Мнения литературоведов разделяются, но все же большинство оставляют предпочтение автору. Но лично мое мнение, что главных героев двое. О них обоих читатель узнает очень много. Их сходство несомненно, но все же образов два. Пушкин называет Онегина «добрый мой приятель» неслучайно.
Он действительно относится к своему герою, как к другу. Говоря об Онегине, автор часто употребляет местоимение «мы»: «Страстей игру мы знали оба, / Томила, жизнь обоих нас, / В обоих сердца жар угас…».
Читатель, знакомый с творчеством великого поэта, наверняка обратит внимание на то, что, описывая умения своего героя, Пушкин рассказывает читателю о себе самом. Оба молодых человека были воспитаны французами-гувернерами, оба вели праздный образ жизни в Петербурге, у них есть общие друзья и знакомые.
Пушкин просит читателя «заметить разность» между ним и Онегиным. И действительно, в отличие от автора главный герой «не мог ямба от хорея, как мы ни бились, отличить». Онегина не увлекает красота природы. Пушкин и в этом совсем не похож на своего героя.
Он напротив не устает ей восхищаться. Именно автор подмечает: «Деревня, где скучал Онегин, была прелестный уголок». К театру отношение двух героев тоже различно.
Для Пушкина — это волшебное место, именно по нему поэт так тоскует, находясь в ссылке. Евгений занимается в театре своим любимым делом:
Идет меж кресел по ногам,
Двойной лорнет скосясь наводит
На ложи незнакомых дам.
Его не интересует сам театр. Онегин во всем преследует материальный интерес, поэтому игра актеров вызывает у него только зевоту. Если сравнивать Онегина и Пушкина подробнее, то автор всегда оказывается любознательнее своего героя.
Еще один замечательный пример различия двух характеров — автора и его героя — это лирическое отступление о женских ножках. Пушкин очень любил женщин и никогда не скрывал этого. Онегиным же овладела «хандра» и даже прелесть милых барышень перестала его привлекать.
Но в эпизоде, в котором автор восхищается женскими ножками, вообще нет упоминания об Онегине. Я думаю, что автор просто не желает слишком много времени уделять рассказу о негативном отношении своего героя к жизни. Пушкину гораздо приятнее насладиться собственной радостью, чем рассказывать о чужой апатии:
Люблю я бешеную младость,
И тесноту, и блеск, и радость,
И дам обдуманный наряд;
Люблю их ножки…
У автора в романе две очень важные роли: первая — повествователя, вторая — критика. Он говорит о том, что не считает свой роман чем-то выдающимся. По мнению автора, произведение должно быть подвергнуто строжайшему анализу.
Образ Евгения Онегина создан Пушкиным по своему собственному усмотрению. Его герой далеко не идеален:
Порок любезен, и в романе,
И там уж торжествует он.
Автор, безусловно, счастливый человек. У него есть все, о чем только может мечтать любой: радость, любовь, творчество, дружба. Но, к сожалению, у Пушкина нет самого главного, того, что как раз есть у его героя — свободы.
Отношение к этому богатству также различает Онегина и Пушкина. Поэт вынужден отправиться в ссылку. Ему остается только мечтать о независимости. Евгений не придает особого значения своей свободе.
Ему все наскучило, поэтому оценить ее он не в состоянии. Онегина ничего в этом мире не привлекает. Он не умеет просто радоваться жизни, и отсюда все его проблемы.
Татьяну, единственного человека, который предан ему всем сердцем, Онегин отвергает. Отношение Пушкина к героине полностью противоположное: «Я так люблю Татьяну милую мою». Несмотря на свой юный возраст, Татьяна для автора — идеал русской женщины, которая «от небес одарена воображением мятежным, умом и волею живой, и своенравной головой, и сердцем, пламенным и нежным».
Пушкин пишет, что для него очень дорого письмо любимой героини, что он без конца его перечитывает.
Пушкин жалеет свою Татьяну, которая из-за своей неопытности попала «в руки модного тирана». Великий поэт не любит канонов, поэтому стандартная концовка — «они жили долго и счастливо и умерли в один день» — не для него. Пушкин в своем романе всеми силами пытается показать, что реальный мир совсем не похож на сказочный. В нем бывают и печальные финалы:
Тогда роман на старый лад
Займет веселый мой закат.
Не муки тайные злодейства
Я грозно в нем изображу…
В последних строфах романа «Евгений Онегин» автор вспоминает тех людей, которым он читал первые главы своего творения, и которые были для него очень дороги. Пушкин и Онегин, казалось бы, совсем разные, но у них есть одно сходство. Они оба недовольны государственным устройством России и всеми ее порядками. Великий поэт был в первую очередь гражданином и, как любого патриота, его не могла не волновать судьба родины. Кто-то из друзей Пушкина считал, что автор выдающегося романа написал портрет Ленского с самого себя.
Но любой наблюдательный читатель скажет, что это не так. Автор открыто насмехался над своим романтически настроенным героем:
Во многом он бы изменился,
Расстался б с музами, женился, В деревне, счастлив и рогат,
Носил бы стеганый халат.
Пушкин никогда не был мечтательным человеком. И, наверно, поэтому автору ближе его бунтующий герой, которого сначала он даже хотел сделать декабристом. Пушкин, как и Евгений Онегин, — герой своего времени.
Своими произведениями он действительно воздвиг себе «памятник нерукотворный».
В. Г. Белинский писал о том, что «Евгений Онегин» А. С. Пушкина — одно из немногих произведений, в которых «личность поэта отразилась бы с такою полнотою, светло и ясно»