В каких произведениях литературы мы наблюдаем деромантизацию понятия «героизм»
В романе-эпопее «Война и мир» автор преодолевает парадное представление о подвиге. В каких произведениях русской или современной литературы мы наблюдаем деромантизацию понятия «героизм» и каким образом мы можем сопоставить их с романом Л. Н. Толстого?
Плутарх заметил, что «не всегда в самых главных деяниях бывает видна добродетель или порочность, но часто какой — нибудь ничтожный поступок, слово или шутка лучше обнаруживают характер человека, чем битвы, в которых гибнут десятки тысяч». Толстой в своем романе не только осуждает казенный, официальный патриотизм, но и преодолевает парадное представление о подвиге. Изображая войну, писатель представляет нам не скачущих воинов с развернутыми знаменами, не блеск побед, а военные будни, рядовых солдат, их тяжелый, ежедневный труд.
Герои Толстого — это простые воины-труженики.
Вспомним сцену Шенграбенского сражения и подвиг капитана Тимохина, увлекшего солдат в атаку в тот самый момент, когда «нравственное колебание, решающее участь сражений… разрешилось в пользу страха». «Тимохин с таким отчаянным криком бросился на французов и такою безумною и пьяною решительностью, с одной шпажкой, набежал на неприятеля, что французы, не успев опомниться, побросали оружие и побежали». Другим героем Шенграбенского сражения является капитан Тушин, батарею которого дважды пытались атаковать французы. Тему подлинного героизма иллюстрирует у Толстого и сцена на батарее Раевского, куда попадает Пьер Безухов во время Бородинского сражения. Пьера охватывает чувство ужаса, смертельного страха.
Солдаты же кажутся ему лишенными этих чувств. Он поражен мужеством, твердостью, простотой этих людей, лишенных всего внешнего, наносного. Только теперь понял он «весь смысл и все значение этой войны и предстоящего сражения». «Он понял ту скрытую… теплоту патриотизма, которая была во всех тех людях, которых он видел, и которая объясняла ему то, зачем все эти люди спокойно и как будто легкомысленно готовились к смерти».
Накануне сражения солдаты надевали белые рубахи и отказывались от водки, а в самый разгар боя «светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей… молнии скрытого, разгорающегося огня». Настоящим подвигом мы можем считать и поведение Пьера Безухова во время французского плена, и участие князя Андрея в Бородинской битве.
Развенчивание понятия «героизм» характерно для повести В. Быкова «Сотников». В произведении нет грандиозных танковых сражений, эпохальных битв. Внимание писателя приковано к внутреннему миру человека на войне.
Вспомним сюжет повести. Зимней морозной ночью двое партизан, Рыбак и Сотников, отправляются в путь. Они должны добыть продовольствие для своего отряда. Путь их оказывается очень опасным, так как нет в округе деревень, свободных от полицейских постов.
Наконец удается им достать баранью тушу, но тут их обнаруживают полицаи. Партизаны отстреливаются, пытаясь оторваться от преследования, но из — за ранения Сотникова попадают к немцам. И здесь расходятся их пути: Сотников выбирает смерть, а Рыбак — предательство, благодаря чему ему сохраняют ему жизнь.
Герой Быкова не обладает героической внешностью — Сотников в повести больной, хилый, казалось бы, он не готов совершить подвиг. Но на всю жизнь запомнил он суровый урок войны: «Сотников на всю жизнь запомнил, как летом в полевом штаблаге немцы допрашивали пожилого седого полковника, искалеченного в бою, с перебитыми кистями рук, едва живого. Этому полковнику, казалось, просто неведомо было чувство страха, и он не говорил, а метал в гестаповского офицера гневные слова против Гитлера, фашизма и всей их Германии…
Разумеется, полковника затем расстреляли, но те несколько минут перед расстрелом были его триумфом, его последним подвигом, наверно, не менее трудным, чем поле боя». Таким же подвигом становится и выбор самого героя.
Таким образом, и подвиг в понимании этих писателей — это следование своему долгу, верность Родине.
В каких произведениях литературы мы наблюдаем деромантизацию понятия «героизм»