В каких произведениях литературы мы наблюдаем деромантизацию понятия «героизм»

В романе-эпопее «Война и мир» автор преодолевает парад­ное представление о подвиге. В каких произведениях русской или современной литературы мы наблюдаем деромантизацию по­нятия «героизм» и каким образом мы можем сопоставить их с романом Л. Н. Толстого?

Плутарх заметил, что «не всегда в самых главных деяниях бывает видна добродетель или порочность, но часто какой — нибудь ничтожный поступок, слово или шутка лучше обна­руживают характер человека, чем битвы, в которых гибнут десятки тысяч». Толстой в своем романе не только

осуждает казенный, официальный патриотизм, но и преодолевает па­радное представление о подвиге. Изображая войну, писатель представляет нам не скачущих воинов с развернутыми знаме­нами, не блеск побед, а военные будни, рядовых солдат, их тяжелый, ежедневный труд.

Герои Толстого — это простые во­ины-труженики.

Вспомним сцену Шенграбенского сражения и подвиг ка­питана Тимохина, увлекшего солдат в атаку в тот самый мо­мент, когда «нравственное колебание, решающее участь сра­жений… разрешилось в пользу страха». «Тимохин с таким от­чаянным криком бросился на французов и такою безумною и пьяною решительностью,

с одной шпажкой, набежал на не­приятеля, что французы, не успев опомниться, побросали ору­жие и побежали». Другим героем Шенграбенского сражения является капитан Тушин, батарею которого дважды пытались атаковать французы. Тему подлинного героизма иллюстри­рует у Толстого и сцена на батарее Раевского, куда попадает Пьер Безухов во время Бородинского сражения. Пьера охва­тывает чувство ужаса, смертельного страха.

Солдаты же ка­жутся ему лишенными этих чувств. Он поражен мужеством, твердостью, простотой этих людей, лишенных всего внешне­го, наносного. Только теперь понял он «весь смысл и все зна­чение этой войны и предстоящего сражения». «Он понял ту скрытую… теплоту патриотизма, которая была во всех тех людях, которых он видел, и которая объясняла ему то, зачем все эти люди спокойно и как будто легкомысленно готови­лись к смерти».

Накануне сражения солдаты надевали белые рубахи и отказывались от водки, а в самый разгар боя «свет­лее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей… молнии скрытого, разгорающегося огня». Настоящим подвигом мы можем считать и поведение Пьера Безухова во время фран­цузского плена, и участие князя Андрея в Бородинской битве.

Развенчивание понятия «героизм» характерно для повести В. Быкова «Сотников». В произведении нет грандиозных тан­ковых сражений, эпохальных битв. Внимание писателя при­ковано к внутреннему миру человека на войне.

Вспомним сюжет повести. Зимней морозной ночью двое партизан, Рыбак и Сотников, отправляются в путь. Они долж­ны добыть продовольствие для своего отряда. Путь их оказы­вается очень опасным, так как нет в округе деревень, свобод­ных от полицейских постов.

Наконец удается им достать ба­ранью тушу, но тут их обнаруживают полицаи. Партизаны отстреливаются, пытаясь оторваться от преследования, но из — за ранения Сотникова попадают к немцам. И здесь расходят­ся их пути: Сотников выбирает смерть, а Рыбак — предатель­ство, благодаря чему ему сохраняют ему жизнь.

Герой Быкова не обладает героической внешностью — Сот­ников в повести больной, хилый, казалось бы, он не готов совершить подвиг. Но на всю жизнь запомнил он суровый урок войны: «Сотников на всю жизнь запомнил, как летом в полевом штаблаге немцы допрашивали пожилого седого пол­ковника, искалеченного в бою, с перебитыми кистями рук, едва живого. Этому полковнику, казалось, просто неведомо было чувство страха, и он не говорил, а метал в гестаповского офицера гневные слова против Гитлера, фашизма и всей их Германии…

Разумеется, полковника затем расстреляли, но те несколько минут перед расстрелом были его триумфом, его последним подвигом, наверно, не менее трудным, чем поле боя». Таким же подвигом становится и выбор самого героя.

Таким образом, и подвиг в понимании этих писателей — это следование своему долгу, верность Родине.




В каких произведениях литературы мы наблюдаем деромантизацию понятия «героизм»