В каких произведениях литературы мы наблюдаем деромантизацию понятия «героизм»
В романе-эпопее «Война и мир» автор преодолевает парадное представление о подвиге. В каких произведениях русской или современной литературы мы наблюдаем деромантизацию понятия «героизм» и каким образом мы можем сопоставить их с романом Л. Н. Толстого?
Плутарх заметил, что «не всегда в самых главных деяниях бывает видна добродетель или порочность, но часто какой — нибудь ничтожный поступок, слово или шутка лучше обнаруживают характер человека, чем битвы, в которых гибнут десятки тысяч». Толстой в своем романе не только
Герои Толстого — это простые воины-труженики.
Вспомним сцену Шенграбенского сражения и подвиг капитана Тимохина, увлекшего солдат в атаку в тот самый момент, когда «нравственное колебание, решающее участь сражений… разрешилось в пользу страха». «Тимохин с таким отчаянным криком бросился на французов и такою безумною и пьяною решительностью,
Солдаты же кажутся ему лишенными этих чувств. Он поражен мужеством, твердостью, простотой этих людей, лишенных всего внешнего, наносного. Только теперь понял он «весь смысл и все значение этой войны и предстоящего сражения». «Он понял ту скрытую… теплоту патриотизма, которая была во всех тех людях, которых он видел, и которая объясняла ему то, зачем все эти люди спокойно и как будто легкомысленно готовились к смерти».
Накануне сражения солдаты надевали белые рубахи и отказывались от водки, а в самый разгар боя «светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей… молнии скрытого, разгорающегося огня». Настоящим подвигом мы можем считать и поведение Пьера Безухова во время французского плена, и участие князя Андрея в Бородинской битве.
Развенчивание понятия «героизм» характерно для повести В. Быкова «Сотников». В произведении нет грандиозных танковых сражений, эпохальных битв. Внимание писателя приковано к внутреннему миру человека на войне.
Вспомним сюжет повести. Зимней морозной ночью двое партизан, Рыбак и Сотников, отправляются в путь. Они должны добыть продовольствие для своего отряда. Путь их оказывается очень опасным, так как нет в округе деревень, свободных от полицейских постов.
Наконец удается им достать баранью тушу, но тут их обнаруживают полицаи. Партизаны отстреливаются, пытаясь оторваться от преследования, но из — за ранения Сотникова попадают к немцам. И здесь расходятся их пути: Сотников выбирает смерть, а Рыбак — предательство, благодаря чему ему сохраняют ему жизнь.
Герой Быкова не обладает героической внешностью — Сотников в повести больной, хилый, казалось бы, он не готов совершить подвиг. Но на всю жизнь запомнил он суровый урок войны: «Сотников на всю жизнь запомнил, как летом в полевом штаблаге немцы допрашивали пожилого седого полковника, искалеченного в бою, с перебитыми кистями рук, едва живого. Этому полковнику, казалось, просто неведомо было чувство страха, и он не говорил, а метал в гестаповского офицера гневные слова против Гитлера, фашизма и всей их Германии…
Разумеется, полковника затем расстреляли, но те несколько минут перед расстрелом были его триумфом, его последним подвигом, наверно, не менее трудным, чем поле боя». Таким же подвигом становится и выбор самого героя.
Таким образом, и подвиг в понимании этих писателей — это следование своему долгу, верность Родине.
В каких произведениях литературы мы наблюдаем деромантизацию понятия «героизм»