В каких произведениях русской лирики поэты пишут о близости своего творчеству народу? Сопоставьте их со стихотворением Есенина

В каких произведениях русской лирики поэты пишут о близости сво­его творчеству народу? Сопоставьте их со стихотворением С. А. Есенина.

В качестве литературного контекста привлеките такие произведения, как «Поэт» А. С. Пушкина, «Журналист, читатель и писатель» М. Ю. Лер­монтова, «Поэт и гражданин» Н. А. Некрасова, «Многим» А. А. Ахмато­вой, «В тот день, когда окончилась война…» А. Т. Твардовского.

Обосновывая свой выбор, отметьте, что А. С. Пушкин в стихотворе­нии «Поэту» первоначально отвергает «народную любовь»,

утверждая формулу: «Ты царь: живи один». Его герой считает, что на мнение тол­пы не стоит полагаться. Однако позже в ряде произведений поэт заявит о своей патриотической позиции. Так, в стихотворении «Разговор кни­гопродавца с поэтом» герой Пушкина постигает извечные противоречия бытия: свободный гений должен жить среди людей, а свет неблагосклонен к затворнику.

Он желает удалиться от света, поскольку осознает непре­клонность его «мнений».

Размышляя над поставленным вопросом, рассмотрите, как в сти­хотворении М. Ю. Лермонтова «Журналист, читатель и писатель» позиции творца противопоставлена

точка зрения критика и писателя. Раскройте, как вечный конфликт «поэт — толпа» получает здесь новое развитие: теперь толпа персонифицирована в образе читателя, недоволь­ного современной литературой. Правота писателя-скептика неоспорима. Его монолог венчает спор:

Скажите ж мне, о чем писать?..

К чему толпы неблагодарной Мне злость и ненависть навлечь?

Чтоб бранью назвали коварной Мою пророческую речь?

Пропасть между эстетическими вкусами читающей публики и гени­альными прозрениями писателя неустранима.

Опишите, какое идеологическое и эстетическое противостояние мы наблюдаем в некрасовской декларации «Поэт и гражданин» . Поэт защищает позиции «чистого искусства», приводя в качестве авторитетно­го мнения фрагмент пушкинского «Разговора книгопродавца с поэтом». Гражданин формулирует концепцию общественно значимого творчества:

Будь гражданин! Служа искусству,

Для блага ближнего живи,

Свой гений подчиняя чувству Всеобнимающей любви…

«Избранник неба», по мысли Н. А. Некрасова, должен быть прежде всего «отечества достойным сыном»:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

Рассмотрите, как Н. А. Некрасов указывает на общественный характер своего поэтического творчества, его Муза — муза «печальных бедняков», «рожденных для труда, страданья и оков». А. А. Ахматова, наследуя некра­совские традиции, утверждает народность собственной поэзии:

Я — голос ваш, жар вашего дыханья,

Я — отраженье вашего лица.

Напрасных крыл напрасны трепетанья, —

Ведь все равно я с вами до конца.

Укажите, что А. Т. Твардовский в патриотической и философской лирике не раз заявлял об общности своей судьбы и жизни народа-побе — дителя. В итоговой поэме «По праву памяти» автор так обозначил свое творческое и нравственное кредо:

Не лгать. Не трусить.

Верным быть народу.

Любить родную землю-мать…

В выводах подчеркните разность гражданских позиций поэтов: от консервативных до демократических, от эстетских до патриотических.




В каких произведениях русской лирики поэты пишут о близости своего творчеству народу? Сопоставьте их со стихотворением Есенина