В каких произведениях русской литературы герои спорят друг с другом

В каких произведениях русской литературы ге­рои спорят друг с другом и каким образом можно сопоставить эти сюжетные ситуации с романом И. С. Тургенева?

Попробуем сопоставить роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» с произведениями А. С. Пушкина и Л. Н.

Толстого.

В романе в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Оне­гин и Ленский часто полемизируют друг с другом. При этом Первый — разочарованный скептик, реалист, трезво смотря­щий на вещи; второй — возвышенный романтик. Поэт отме­чает эту полярность героев с помощью антитетичного

сопо­ставления:

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой.

Герои спорят у Пушкина на различные темы:

Меж ими все рождало споры И к размышлению влекло:

Племен минувших договоры,

Плоды наук, добро и зло,

И предрассудки вековые,

И гроба тайны роковые.

Поэт же сохраняет свой собственный взгляд на вещи, не разделяя позиции ни одного из героев. Примерно такую же расстановку сил мы наблюдаем и в романе И. С. Тургенева.

И точно так же автор сохраняет объек­тивность повествования.

Кроме того, у А. С. Пушкина, как и у И. С. Тургенева, звучит здесь

мотив дружбы-вражды.

Друзья в пушкинском романе в конце концов становятся врагами — Оне­гин убивает Ленского на дуэли.

В романе-эпопее «Война и мир» Л. Н. Толстого спорят Анд­рей Болконский и Пьер Безухов. Болконский предстает в этом споре разочарован­ным человеком, трезво, скептически смотрящим на жизнь.

Л. Н. Толстой, как и И. С. Тургенев, раскрывает душевное состояние героя через портрет, речь. Пьера поражает переме­на, происшедшая с Болконским. «Слова были ласковы, улыбка была на губах и лице князя Андрея, но взгляд был потухший, мертвый, которому, несмотря на видимое жела­ние, князь Андрей не мог придать радостного и веселого блес­ка.

Не то что похудел, побледнел, возмужал его друг; но взгляд этот и морщинка на лбу, выражавшие долгое сосредоточение на чем-то одном, поражали и отчуждали Пьера, пока он не привык к ним».

Речь героя передает его резкий, глубокий ум. Она точна, афористична, в ней присутствуют восклицательные предложения, пе­редающие волнение князя Андрея, его желание разобраться в своей жизни.

После разочарования в «своем Тулоне», смерти Лизы князь Андрей разбит, потерян, разочарован в жизни и мире. Он счи­тает теперь, что нужно жить «для себя», «единственно возмож­ное счастье — есть счастье животное». Пьер же здесь более оптимистичен, полон веры, надежды, определенной душевной гармонии. «Надо жить, надо любить, надо верить», — говорит он другу. Суть этого спора — поиски истины, смысла в жиз­ни. Такой же смысл жизни, на мой взгляд, подсознательно пытается постигнуть Базаров в романе И. С.

Тургенева. И в жизни персонажей и Толстого, и Тургенева это происходит методом проб и ошибок.

Спор героев сопровождается у Л. Н. Толстого характерным пейзажем. «Князь Андрей стоял, облокотившись на перила парома и, слушая Пьера, не спуская глаз, смотрел на крас­ный отблеск солнца по синеющему разливу. Было совер­шенно тихо.

Паром давно пристал, и только волны течения с слабым звуком ударялись о дно парома. Князю Андрею каза­лось, что это полосканье волн к словам Пьера приговаривало:

«Правда, верь этому»». Так писатель использует пейзаж для передачи душевного состояния своего героя.

Сцена эта предваряет грядущее воз­рождение князя Андрея, возвращение его к жизни, которая еще не закончена в «тридцать один год».

Таким образом, в произведениях А. С. Пушкина и Л. Н. Тол­стого мы также видим сцены, где друзья спорят и полемизи­руют друг с другом.

Суть всех этих споров — отношение к миру, людям, поиски смысла жиз­ни. Таким образом, эти сцены развивают философскую тема­тику произведений, раскрывают характеры главных героев, передают их душевное состояние, предваряют будущие собы­тия в романах.




В каких произведениях русской литературы герои спорят друг с другом