В каких произведениях русской литературы герои вспоминают о прошлом

Подумайте, в каких произведениях русской литературы ге­рои вспоминают о прошлом и в чем этих героев можно сопо­ставить с персонажами пьесы «На дне» М. Горького?

К своим воспоминаниям о прошлом обращаются герои комедии «Вишневый сад» А. П. Чехова, а также герои романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».

Прошлое и настоящее персо­нажей всех трех произведений резко контрастны.

Как и у героев Горького, у персонажей Чехова прошлое — это лучший период в их жизни. Прошлое и настоящее контра­стны в судьбах Раневской и Гаева. Для

них прошлое — это счастливая молодость в родном доме, семейная жизнь, лю­бовь, мечты, надежды.

Настоящее же — это тягостная, напо­минающая о прошлом жизнь в родном имении, которое вот — вот будет продано с торгов. Это унизительная бедность, отсут­ствие счастья.

Чувства и мысли своих героев Чехов передает с помощью диалогов, символических деталей, отношения их к вишнево­му саду. Так, вишневый сад бесконечно дорог Раневской и Гаеву, он связан для них с родным домом, юностью.

Точно так же вспоминает о своем прошлом Барон в пьесе Горького. Он происходит из старинной аристократической семьи, некогда был богат,

учился, носил мундир дворянского института, служил в казенной палате. А потом он неудачно женился, разорился, растратил казенные деньги.

И оказался в ночлежке.

К воспоминаниям о прошлом обращаются и герои романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Прошлое и настоящее в судьбе Павла Петровича Кирсанова также в определенной степени контрастны.

В прошлом его — яркая, живая жизнь, романы, интриги. В настоящем же — тихая, спокойная жизнь в име­нии, практически без каких-либо событий.

Прошлое героя представлено у Тургенева в 7-й главе рома­на. Это своеобразная экспозиция образа Павла Петровича Кирсанова. Передавая историю своего персонажа, Тургенев использует портреты, авторский комментарий, психологиче­ский анализ.

Кроме того, в произведениях Тургенева и Горького звучит мотив смерти. Первый автор сравнивает Кирсанова с «мерт­вецом». Точно такой же мотив духовной смерти звучит и в пье­се Горького.

В самом начале пьесы Сатин замечает, что «дваж­ды убить нельзя». Герой намекает на то, что жизнь в ночлежке подобна смерти. И дальнейшая судьба будет у всех одинако­ва.

Человек у Горького становится обезличен. И это, по мысли автора, равносильно духовной смерти.




В каких произведениях русской литературы герои вспоминают о прошлом