В каких произведениях русской литературы ото­бражено противостояние личности и государства

Подумайте, в каких произведениях русской литературы ото­бражено противостояние личности и государства и что сбли­жает эти произведения с рассказом Солженицына?

Конфликт «частного» человека и государства отображен в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». Сходство в произ­ведениях прослеживается как на уровне сюжета, так и на идейном уровне.

Личности Петра и его деяниям в поэме противопоставлен «маленький человек» Евгений. Это простой чиновник, с обыч­ными житейскими думами. «Приют смиренный и простой», успокоение,

жизнь с любимой Парашей, патриархальное се­мейство — вот идеалы Евгения. Но счастье героя не состоя­лось, его погубила безжалостная стихия. Как и Матрена у Солженицына, пушкинский герой погибает в финале.

И у Пушкина, и у Солженицына жизнь простого человека проти­вопоставлена огромной машине российского государства.

Так возникает трагическое противостояние: личность, жизнь простого человека с ее незамысловатыми событиями, простыми радостями — и неумолимое движение истории, под­чиняющее себе обстоятельства и судьбы. Может ли личность оказывать свое влияние на ход истории? И какова роль исто­рии в жизни

каждого человека? Здесь мы видим противопо­ложность двух героев, двух начал. «С одной стороны — малое счастье малого… простая любовь простого сердца, с другой — сверхчеловеческое видение Петра.

Воля героя и восстание первобытной стихии в природе — наводнение, бушующее у подножия Медного всадника; воля героя и стихийный про­тест в человеческом сердце — вызов, брошенный в лицо герою одним из обреченных на погибель этой волей, — вот смысл поэмы. Какое дело гиганту до гибели неведомых? Не для того ли рождаются бесчисленные, равные, меньшие, чтобы по костям их великие избранники шли к своим целям? Пусть же гибнущий покорится тому, «чьей волей роковой над морем го­род основался…». Но если в слабом сердце ничтожного чи­новника, «дрожащей твари», в простой любви его откроется бездна не меньшая той, из которой родилась воля героя?

Что, если червь земли возмутится против своего бога? Неужели жалкие угрозы достигнут медного сердца гиганта и заставят его содрогнуться? Так стоят они вечно друг против друга — малый и великий.

Кто сильнее, кто победит? Нигде в русской литературе два мировых начала не сходились в столь страш­ном столкновении», — писал Д. С. Мережковский.

Маленький человек, утратив свое счастье, теряет рассудок и проникается жгучей ненавистью к самодержцу. Евгений грозит ему: «Ужо тебе!». Здесь герой превращается в обвинителя, но это происходит лишь на мгновение. А затем душою его овладевает «смяте­ние».

И бедный чиновник погибает. «Один гибнет исключи­тельно как представитель человеческого начала, другой гу­бит исключительно потому, что олицетворяет объективный процесс истории, не считающийся с судьбой отдельных осо­бей», — писал Энгельгардт.

Итак, тема «Медного всадника» — драматический раз­рыв между государством и личностью. Стихийный протест личности не может быть равным противостоящим ей соци­альным силам. Но где же выход из этого конфликта? Мы не находим в сюжете поэмы окончательного разрешения его.

По мысли автора, это противостояние личности и государ­ства глубоко драматично.

Такова же авторская позиция и в рассказе А. И. Солжени­цына. Писатель в этом рассказе также обозначает противо­стояние личности и государства: героиня его, пытаясь отсто­ять свои права, сталкивается с непреодолимыми бюрократи­ческими барьерами.

По мысли Солженицына, государству безразлична судьба простой деревенской женщины. Расска­зывая о хлопотах Матрены, автор использует в повествова­нии прием синтаксического параллелизма: «опять иди», «тре­тий день опять иди», «четвертый день иди потому…». Все эти художественные приемы порождают горькие размышления в душе читателя.

Таким образом, авторская позиция сходна в этих произве­дениях: и Пушкин, и Солженицын изображают конфликт личности и государства, призывают читателя к размышлению об этой проблеме. Кроме того, авторы относятся к своим геро­ям с большим сочувствием и симпатией.




В каких произведениях русской литературы ото­бражено противостояние личности и государства