В каких произведениях русской литературы отображено противостояние личности и государства
Подумайте, в каких произведениях русской литературы отображено противостояние личности и государства и что сближает эти произведения с рассказом Солженицына?
Конфликт «частного» человека и государства отображен в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». Сходство в произведениях прослеживается как на уровне сюжета, так и на идейном уровне.
Личности Петра и его деяниям в поэме противопоставлен «маленький человек» Евгений. Это простой чиновник, с обычными житейскими думами. «Приют смиренный и простой», успокоение,
И у Пушкина, и у Солженицына жизнь простого человека противопоставлена огромной машине российского государства.
Так возникает трагическое противостояние: личность, жизнь простого человека с ее незамысловатыми событиями, простыми радостями — и неумолимое движение истории, подчиняющее себе обстоятельства и судьбы. Может ли личность оказывать свое влияние на ход истории? И какова роль истории в жизни
Воля героя и восстание первобытной стихии в природе — наводнение, бушующее у подножия Медного всадника; воля героя и стихийный протест в человеческом сердце — вызов, брошенный в лицо герою одним из обреченных на погибель этой волей, — вот смысл поэмы. Какое дело гиганту до гибели неведомых? Не для того ли рождаются бесчисленные, равные, меньшие, чтобы по костям их великие избранники шли к своим целям? Пусть же гибнущий покорится тому, «чьей волей роковой над морем город основался…». Но если в слабом сердце ничтожного чиновника, «дрожащей твари», в простой любви его откроется бездна не меньшая той, из которой родилась воля героя?
Что, если червь земли возмутится против своего бога? Неужели жалкие угрозы достигнут медного сердца гиганта и заставят его содрогнуться? Так стоят они вечно друг против друга — малый и великий.
Кто сильнее, кто победит? Нигде в русской литературе два мировых начала не сходились в столь страшном столкновении», — писал Д. С. Мережковский.
Маленький человек, утратив свое счастье, теряет рассудок и проникается жгучей ненавистью к самодержцу. Евгений грозит ему: «Ужо тебе!». Здесь герой превращается в обвинителя, но это происходит лишь на мгновение. А затем душою его овладевает «смятение».
И бедный чиновник погибает. «Один гибнет исключительно как представитель человеческого начала, другой губит исключительно потому, что олицетворяет объективный процесс истории, не считающийся с судьбой отдельных особей», — писал Энгельгардт.
Итак, тема «Медного всадника» — драматический разрыв между государством и личностью. Стихийный протест личности не может быть равным противостоящим ей социальным силам. Но где же выход из этого конфликта? Мы не находим в сюжете поэмы окончательного разрешения его.
По мысли автора, это противостояние личности и государства глубоко драматично.
Такова же авторская позиция и в рассказе А. И. Солженицына. Писатель в этом рассказе также обозначает противостояние личности и государства: героиня его, пытаясь отстоять свои права, сталкивается с непреодолимыми бюрократическими барьерами.
По мысли Солженицына, государству безразлична судьба простой деревенской женщины. Рассказывая о хлопотах Матрены, автор использует в повествовании прием синтаксического параллелизма: «опять иди», «третий день опять иди», «четвертый день иди потому…». Все эти художественные приемы порождают горькие размышления в душе читателя.
Таким образом, авторская позиция сходна в этих произведениях: и Пушкин, и Солженицын изображают конфликт личности и государства, призывают читателя к размышлению об этой проблеме. Кроме того, авторы относятся к своим героям с большим сочувствием и симпатией.
В каких произведениях русской литературы отображено противостояние личности и государства