В каких произведениях русской литературы созданы образы исторических деятелей и в чем их можно сопоставить с оценкой Толстым реальных исторических лиц?
В каких произведениях русской литературы созданы образы исторических деятелей и в чем их можно сопоставить с оценкой Л. Н. Толстым реальных исторических лиц?
В качестве литературного контекста могут быть привлечены следующие образы-персонажи: Емельян Пугачев в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и одноименной поэме С. А. Есенина, Иван Грозный в «Песне про купца Калашникова», императорский двор и генералы Корнилов, Деникин, Каледин в эпопее М. А. Шолохова «Тихий Дон», Сталин и Гитлер в романе-эпопее В. С. Гроссмана «Жизнь
Обосновывая свой выбор и сопоставляя героев в заданном направлении анализа, отметьте, что образ Пугачева у А. С. Пушкина, как и Наполеона у Л. Н. Толстого, субъективен, не столько исторически конкретен, сколько подчинен авторской идее — показать трагедию «народного царя», являющегося порождением «русского бунта, бессмысленного и беспощадного». Самозванец опоэтизирован автором: он и добр, и гуманен, и справедлив в отличие от своих ребят.
Укажите, что изображение Пугачева в «Капитанской дочке» и Наполеона в эпопее «Война и мир» обусловлено писательской задачей: у Л.
Взлет и падение также отличает характер их судьбы.
Расскажите, как в изображении Ивана Грозного у М. Ю. Лермонтова в «Песне про купца Калашникова» преобладает установка на стилизацию народных эпических произведений, а следовательно, на идеализацию. Как и французский император, русский царь своеволен: хочет — казнит, хочет — милует. Несправедливость решения царя относительно судьбы Калашникова окупается его непререкаемым авторитетом в народной среде.
Вспомните, что в романе В. С. Гроссмана «Жизнь и судьба» Сталин и Гитлер выступают лишь безвольными рабами времени, заложниками созданных ими же обстоятельств. Гитлер сам породил волшебную палочку идеологии и сам в нее поверил. Сопоставление гротескно сниженных образов правителей двух великих народов дает автору возможность сравнить гитлеризм и сталинизм, которые должны быть осуждены и преодолены.
Обобщая сказанное, отметьте, что Наполеон у Толстого — маленький человек в сером сюртуке с «жирной грудью», «круглым животом», дрожанием икры левой ноги, Сталин у Гроссмана — рябой смуглолицый человек в длинной шинели. Эти вершители судеб не осознают силы народного духа.
C. Гроссман, следуя толстовским традициям, ориентирует читателя на постижение исторических закономерностей. Вознесенные на невиданную высоту, кумиры становятся затем жертвами собственного народа.
В каких произведениях русской литературы созданы образы исторических деятелей и в чем их можно сопоставить с оценкой Толстым реальных исторических лиц?