В каких произведениях русской литературы упоминание имени Наполеона рассчитано на создание определенного ассоциативного фона и в чем они соотносятся с вариантом Пушкина?

В каких произведениях русской литературы упоминание имени Наполеона рассчитано на создание определенного ассоциативного фона и в чем они соотносятся с вариантом Пушкина?

Размышляя над поставленной проблемой, вспомните, что имя На­полеона связано с особым типом литературного героя. Для человека наполеоновского склада основными целями являются богатство, слава и власть, он противопоставляет себя обществу, осознает себя личностью исключительной, действует сообразно своим представлениям о достойной его жизни.

Покажите, что имя Наполеона

создает в произведении особый ассо­циативный фон, порождающий культурно-исторические реминисценции, аллюзии, цитаты и парафразы, образные сравнения и т. п. Вспомните, что в финале главы «Княжна Мери» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Печорин не случайно засыпает «сном Наполеона после Ватерлоо».

Прокомментируйте развернутый намек Порфирия Петровича на причастность Рас­кольникова к убийству процентщицы: «Ну, полноте, кто ж у нас на Руси себя Наполеоном теперь не считает?» Покажите, как он перекликается с пушкинской строкой «Мы все глядим в Наполеоны…», осуждающей бездушие

и эгоизм поколения Онегина. Покажите функциональную зна­чимость наполеоновской фабулы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».

Суммируя свои наблюдения, сделайте вывод о том, что отечественные классики представили свои индивидуально-авторские варианты, связан­ные с идеей наполеонизма. Общим для всех является идея деромантиза­ции и дегероизации наполеоновского типа.




В каких произведениях русской литературы упоминание имени Наполеона рассчитано на создание определенного ассоциативного фона и в чем они соотносятся с вариантом Пушкина?