В каких произведениях русской литературы XIX века в образной структуре сна использована ситуация «героиня, ее возлюбленный и противоборствующие силы»

Предварив ответ на заданный вопрос кратким экскурсом в историю русской литературы, вы убедитесь, что ситуация «героиня, ее возлюблен­ный и противоборствующие силы» в образной структуре сна появляется достаточно часто.

Обратившись к классическим произведениям отечественной словесности, вы установите, что в XIX веке данная ситуация была актуализи­рована в балладе В. А. Жуковского «Светлана», романе в стихах «Евге­ний Онегин» А. С. Пушкина, романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?» и многих других сочинениях.

Приступая

к ответу на главный вопрос задания, покажите, какие кон­кретные сюжетные ситуации инициируют возникновение снов Светла­ны, Татьяны и Софьи. Отметьте, что сновидения героинь В. А. Жуковского и А. С. Пушкина порождены святочными гаданиями и ворожбой, сон ге­роини А. С. Грибоедова придуман самой бодрствующей Софьей.

Компози­ционно два первых сна являются кульминационными точками, последний таковой не считается.

Укажите, что сновидения Светланы и Татьяны непосредственно связа­ны с воспоминаниями, памятью. Эти сны — результат особого душевного состояния, находясь в котором девушки пытаются узнать будущее, обра­тившись

к потусторонним силам. Одновременно такое сновидение — это испытание героинь на способность понять намек сна и изменить судьбу.

Софья стремится использовать форму сна и систему традиционных сновидческих образов, чтобы намекнуть отцу о том, что происходит в ее душе. При этом мир воображения выступает как продолжение мира дей­ствительного, сон приобретает символическое наполнение, становится воплощением очевидных или скрытых черт характера героини, подсозна­тельных движений ее сердца.

Подведите итоги ваших наблюдений и установите, что А. С. Грибо­едов творчески использовал весь арсенал семантических и поэтических средств, заложенных в традиционной сновидческой ситуации, но предста­вил свою принципиально новую оригинальную художественную версию.




В каких произведениях русской литературы XIX века в образной структуре сна использована ситуация «героиня, ее возлюбленный и противоборствующие силы»