В. Шекспира «Ромео и Джульетта»

Человеческие чувства… Мелкие они или высокие, но они руководят человеком и его поступками. Самые чувства дают духовную поживу человеку, обогащают ее или унижают. Ведь и величие человека измеряется не ростом и телосложением, а силой ее чувств.

И даже чувство собственной значимости и человеческого достоинства присущий, к сожалению, не всем людям.

Но следует отдать должное эпохе Возрождения, которая обогатила человека такими шедеврами, которые высветили настоящую силу человеческих чувств. Рассматривая произведения Вильяма Шекспира,

понимаешь, какой глубиной мысли руководствовался драматург, изображая человеческие чувства. Кажется, что сам он мог проникнутся чувствами своих героев. И герои они не по названию, а через чрезвычайную силу, которую им дано автором.

Но каждый персонаж Шекспира воспринимается в неразрывном единстве со своей эпохой. Кажется, что для трагедии «Ромео и Джульетта» было достаточно самых лишь чувств, но автор изобразил и город-государство Верону, и противоборство семей, и уличные бои, и баллы, и молодежные вечеринки. Но герои Шекспира, независимо от места и времени, — это его современники. Даже образа античных персонажей

несут отражение эпохи Возрождения.

И это отражение проявляется именно в чувствах. Хотя корни конфликтов, в которых находятся герои, являются социальными, тем не менее трагедии этих героев сугубо человеческие. Человеческое величие — в вечном противоречии с человеческими недостатками и недостатками. Разве что Макбета можно причислить к ворам, а все последние — просто люди.

Но важно, что бремя, которое лежит на души у каждого персонажа, он несет по-своему.

И нередко семейная драма становится драмой целого государства. Это мы наблюдаем и в «Гамлете», и в «Короле Лире». И человеческие страсти, которые возникают в дворце короля Лира, захватывают всех действующих лица, не щадят ни отца, ни брата, ни сестры, ни мужчины.

Война не на жизнь, а насмерть стирает и стариковскую седину, и цветущую молодость. Сущность человека, ее место в жизни и ее вес в обществе — вот в чем эта трагедия. Дело в том, что герои произведения нарушили законы, за которыми происходят все общественные связи, за которыми дети подчиняются родителям, а родители беспокоятся о них, за какими подвергнутые подчиняются королю, а король беспокоится о них. В трагедии «Король Лир» отец выгоняет из дома дочь, две другие выгоняют из дома отца, одна сестра травит другую, наименьшая дочь идет войной на собственную родину.

То самое происходит и с подвергнутыми, где Глостер выгоняет сына, а незаконный сын подвергает пытке отца. Но есть в произведении и другие чувства. Корделия не унижает своего достоинства подхалимством к отцу, публично сознаваясь ему в своих чувствах, которые считает полно интимными. И потому она остается изгнанницей.

Корделия, Эдгар, Кент, королевский шут — люди, преисполненные понимания, внутреннего благородства и человеческих прав. Два полярных миры, один — изгнанников, другой — богатства и власти, добытых льстивой торговлей чувствами Регланы, Корнуолла и Эдмонда. Мир сильных и богатых не извиняет тем, кто восстает против него.

А человек только ценой собственного горя и собственных испытаний придет к выводу, который нет ничего за жизни.

Другими чувствами пронимается Галилей из одноименной трагадеии. Его чувство кровной мести сливаются с глубокими раздумьями о жизни и смерти, добре и зле, силе и слабости человека, борьбу ума и справедливости против злая, что властвует в мире. Но трагедия раскрывает не только судьбу принца Дании, а и судьбы других персонажей, с которыми он взаимодействует. Это снова же таки представители двух вражеских лагерей.

Причем, и Гамлет, и второстепенные персонажи обнаруживают себя в действии.

Каждое слово Гамлета бьет в точку и срывает маски. Это произведение Шекспира считается одним из лучших философских произведений во всей мировой литературе, а философия эта выражается в борьбе и переживании героев. Так, как и в трагедии «Король Лир», власть в «Гамлете» принадлежит жалкому человеку — королю Клавдию, который совершило преступление — убил родного брата, но он распоряжается судьбами подданных.

Возле с ним его первый министр Полоний. Вот кто торгует своими чувствами, угодливо служа сначала одному королю, потом другому. Характерными особенностями Полония есть рабская угодливость и паскудство.

Характерной особенностью трагедии Шекспира есть то, что автор обрекает на гибель не только отрицательных персонажей, а и преисполненных прекраснейший гуманистических черт. Но в этом трагизм жизни, который только усиливает веру автора у эту жизнь и в человека.




В. Шекспира «Ромео и Джульетта»