В. Скотт. Айвенго

В. Скотт. Айвенго

Как объяснить, что название исторического романа посвящено выдуманному персонажу рыцарю-крестоносцу Айвенго?

Вальтер Скотт считается родоначальни­ком исторического романа. Историческая проза предполагает не только рассказ о фактах прошлого, но и яркое, живое их изображение. В историческом романе тес­но переплетаются вымысел и историче­ские факты, действуют реальные истори­ческие и вымышленные персонажи.

Пи­сатели опираются на изученные ими исторические документы, и в произведе­нии возникают реалии прошлого,

подроб­но описываются народный быт и нравы.

В своих романах В. Скотт показывает жизнь общества в определенную эпоху, исторические события воссоздаются че­рез частную жизнь человека. В каждом повествовании рядом с подлинными исто­рическими событиями тянется сюжетная нить, связанная с судьбой нередко вы­мышленного героя.

Центральный персонаж романа В. Скот­та не историческое лицо, а вымышленный персонаж. Действие романа «Айвенго» происходит в XII веке. Конфликт развора­чивается между двумя враждующими ла­герями: норманнами, завоевавшими Анг­лию в конце XII века, и англо-саксами, владевшими ею уже

в течение нескольких веков и вытеснившими, в свою очередь, племена бриттов. В основу романа поло­жено традиционное для Скотта переплете­ние любовной и политической интриг. Со­общая исторические сведения о жизни средневековой Англии, писатель расска­зывает о рыцарской чести, любви и вер­ности.

На фоне ярких исторических собы­тий действует герой, верный рыцарскому кодексу, в любой ситуации поступающий согласно долгу и хранящий верность сво­ей возлюбленной. Он побеждает в поедин­ках рыцарей-тамплиеров, сражается вмес­те с Ричардом Львиное Сердце, принимает участие в крестовом походе, защищает и спишет беззащитных, борется за свою лю-

Бовь. Таким образом, через вымышленное повествование о храбром рыцаре Айвенго представлена историческая эпоха — жизнь Англии XII века.

Какие герои романа достаточно долго скры­вают свои подлинные имена? Чем это вызвано — фантазией автора или обычаями описываемого времени? Когда и почему автор открывает нам имена героев: Рыцаря Лишенного Наследства, Черного Рыцаря, Локсли?

По­пробуйте объяснить использованные в романе псевдонимы.

Для успеха романа важно вызвать инте­рес у читателей, заинтриговать их, заста­вить поверить в тайну и пожелать ее разгадать. Некоторые герои романа по определенным причинам скрывают свои подлинные имена. Айвенго, называющий себя Рыцарем Лишенным Наследства, на­ходится в опале: он оклеветан, изгнан из родного дома и выставлен изменником пе­ред своим правителем Ричардом. Пытаясь восстановить свою честь, он до поры до времени вынужден скрываться под услов­ным именем.

Кто скрывается под этим именем, читатель и герои узнают после окончания рыцарского турнира, когда, несмотря на сопротивление раненого Ай­венго, с его головы снимают шлем, чтобы возложить на нее венок победителя.

Под именем Черного Рыцаря скрывает­ся король Англии — Ричард Львиное Сердце. Тайно вернувшись в Англию, он наблюдает за действиями своего брата — коварного принца Джона, захватившего власть, — чтобы в нужный момент вер­нуть себе престол и страну. Свое имя он открывает в конце романа после захвата замка Фрон де Бефа и освобождения его пленников.

«У тебя английская душа, Локсли, — сказал Черный Рыцарь, — и ты чутьем угадал, что обязан мне повиноваться. Я Ри­чард Английский!

При этих словах, произнесенных с ве­личием, подобающим высокому положе­нию и благородному характеру, Ричарда Львиное Сердце, все йомены преклонили колена, почтительно выразили свои вер­ноподданнические чувства и просили про­щение в своих провинностях».

Робин Гуд, благородный разбойник, скрывающийся под именем Локсли, так­же называет свое настоящее имя в этот момент:

«- Не зовите меня более Локсли, госу­дарь, и узнайте то имя, которое получило широкую известность и, быть может, до­стигло даже и вашего царского слуха… Я Робин Гуд из Шервудского леса».

Фантазия автора, призванная заинтере­совать читателя романа, тем не менее опи­рается на обычаи изображаемого времени, когда многие рыцари называли себя вы­мышленными именами.




В. Скотт. Айвенго